Новый, 173 по счету творческий сезон в Вологодском драматическом театре открыли Шекспиром. 1 и 2 октября на большой сцене театра состоялась премьера «Укрощение строптивой» – вторая постановка в Вологде режиссера из Франции Владимира Гранова и художника Александра Дубровина. Предыдущий сезон начинался с их драмы «Маскарад» по Лермонтову, а в этом году они предлагают шекспировскую комедию масок.

«Укрощение строптивой» – одна из самых неоднозначных пьес Шекспира. Говорят, что драматург позаимствовал ее сюжет из спектакля труппы конкурентов и неоднократно перерабатывал. Пьесу сотни раз ставили в разных театрах мира, существует около полусотни ее экранизаций – начиная со времен немного кино – но всегда она получается не похожей на остальные свои сценические и киновоплощения. Вот и вологодская «строптивая» – история с собственным неповторимым лицом.

В оригинале пьесы есть пролог, который почти никто не ставит – в силу его «недосказанности» (история, происходящая здесь, не находит дальнейшего продолжения в пьесе).  Спящего пьяного медника случайно видит лорд, возвращающийся с охоты, и решает его разыграть. С помощью слуг и бродячих актёров он, перенеся спящего в свой дом и разбудив, убеждает, что тот и есть дворянин, обладатель этого дома.  Владимир Гранов в своей постановке эту историю оставляет, чтобы иметь возможность сыграть спектакль в спектакле. Жанр постановки им определен как «комедия дель арте» – итальянский площадной театр, где истории раскрываются с помощью импровизации.  По словам режиссера, он не случайно выбрал  именно комедию масок: во-первых, это дает некую свободу артистам для импровизации, а во-вторых, присущая ей легкость успешно отвлекает зрителя от проблем и страхов, связанных с современной «пандемийной» действительностью.

На сцене – бродячая труппа,  в чемоданах у которой спрятаны костюмы и театральный реквизит, чтобы в любой момент разыграть ту или иную историю. Когда богатый дворянин решил подшутить над бедняком, артисты рады услужить – ведь импровизация их конек.  И буквально на глазах зрителей рождается история о строптивой девице, которая себя в обиду не даст, о ее послушной и милой сестре, за рукой и сердцем которой женихи выстраиваются в очередь, о самих женихах, их родителях, друзьях и слугах – веселая и поучительная история о том, какой ценой достигается семейное счастье.

Шекспировская комедия в вологодском варианте идет с сокращениями – как отметил режиссер, сама пьеса очень длинная, с множеством повторов, ведь во времена великого драматурга спектакли шли подолгу: люди приходили в театр чуть ли не на целый день. Современные зрители себе такого позволить, конечно, не могут.  Несмотря на сокращения, спектакль все равно вышел довольно внушительным по времени – он длится около 3 часов, но смотрится почти на одном дыхании.

Владимир Гранов рассказал, что данная версия текста шекспировской пьесы – практически мозаика, сложенная им из нескольких разных вариантов ее перевода: «Я работал с разными переводами,  мне важно было найти лучшую версию той или иной сцены, поэтому из 6 вариантов переводов я сложил один.  Кроме того, мы добавили какие-то современные моменты, потому что сам жанр комедии масок предполагает такие импровизации. Очень хотелось расшевелить артистов на хулиганскую игру, уйти от психологического театра».  Хулиганскую игру вологодских артистов с шутками насчет вакцинации и чертями в оркестровой яме наверняка оценят зрители.

Оформлением постановки занимался художник из Санкт-Петербурга Александр Дубровин. Сценография выполнена в ярких контрастных цветах, отсылая зрителя к Италии той эпохи, где «кипят настоящие страсти».  Вращающиеся декорации сделаны в духе площадного театра, они превращаются то в итальянские улочки, то в интерьеры домов, где живут герои этой истории. «Для изображения «улочек» я долго изучал различные материалы об Италии, рассматривал гравюры того времени, в итоге получился такой собирательный образ, практически пазл, составленный из кусочков четырех итальянских городов, – рассказал Александр Дубровин. – В комедии хороша яркость, контрастность, благодаря легкости этого жанра, поэтому наши декорации и костюмы получились довольно нарядными с отсылкой к шекспировской эпохе».

В спектакле задействована большая часть труппы драматического театра. Главную роль – строптивую невесту Катарину – играет молодая актриса Дарья Костина, проводящая в драматическом театре второй сезон: «По мне я играю не Катарину, а просто Катю. Моя героиня вздорная, с характером, но на самом деле очень мягкая в душе. Наш спектакль серьезно воспринимать не стоит, это просто музыкальная веселая история о бродячих артистах, мы много поем, танцуем и даже кульбиты крутим»

Следующий показ премьеры «Укрощение строптивой» в Вологодском драматическом театре состоится 31 октября.

«Укрощение строптивой» не единственная премьера в драматическом театре в начале октября. Уже в эту пятницу зрителям представят трагикомедию «Заповедник» по одноименной повести Сергея Довлатова в постановке Дмитрия Ефремова, знакомому вологодскому зрителю по спектаклю «Человек из Подольска». «Заповедник»  драмтеатр готовил к фестивалю «Голоса истории», перенесенному на 2022 год из-за сложной эпидемиологической ситуации.

Теги: спектакль, премьера, укрощение строптивой, драмтеатр, Вологда, Вологодский драматический театр, театр, спектакли, открытие сезона, Шекспир, Гранов
Ирина Сорокина, Елена Легчанова

Новости по теме