В одном из интервью после присвоения звания члена-корреспондента Российской академии художеств на вопрос, что же главное для художника, Джанна Тутунджан ответила: говорить только то, что думаешь и чувствуешь искренне, только тогда что-то получится. Обладая открытой и отзывчивой душой, Тутунджан всегда знала, что главное в искусстве – говорить правду. В ее творческом методе особенно важны три составляющие: осознание своей миссии в жизни и в искусстве, сострадательная чуткость к народной тематике и глубоко гуманистический характер созданных образов. 

Немало творческих и душевных сил художника уходило на создание мощных символических произведений, связанных с русской народной традицией. Яркое образное обобщение, умение воплощать реальные события и явления в емкой форме аллегории, метафоры, символа – еще одно характерное свойство творчества Джанны Тутунджан. Умение в простом сюжете подняться до высокого обобщения и глубокая поэтическая наполненность стали отличительной особенностью ее живописи, и это не могло не привести художника к созданию собственного живописного языка – языка полифонической притчи, наполненной глубочайшими подтекстами и философией. Каждая тема была взята из жизни, каждую предваряли десятки, сотни натурных этюдов и рисунков.

Морально-нравственные проблемы общества рассматривались автором прежде всего на примере жизни деревенского человека. Впервые эта тема трагедийно звучит в большом полотне «Пожар» 1991 года. Эта картина-притча стала своеобразной аллегорией русской души. Внешность, характер, время, место не важны – все обозначено условно, главное – моральный выбор человека и последствия этого выбора. Основные темы притчи – добро и зло, правда и ложь, Бог и человек, вера и неверие.

На черном фоне изображены трое: молодая дородная героиня в красной шали, по сторонам от которой – старики-родители со скорбными лицами. Взгляд холодных бесчувственных глаз их дочери направлен в сторону, она далека от родных корней, от земли взрастившей ее, именно поэтому под ногами у нее замерзшая, покрытая инеем земля, на которой так нелепо смотрятся изящные туфли-лодочки. Словно капли крови спадают красные розы с шали на ее плечах, и, падая на холодную землю, теряют свой цвет и энергию жизни.

Художественная структура полотна строится на четко очерченном выразительном силуэте фигур, колорит основывается на больших локальных цветовых плоскостях, как акцент выделяется один насыщенный цвет – красный. Он продолжается и в образах светлых и темных сил, которые в облике ангела и беса представлены по обе стороны от главной героини в верхней части полотна. Темный полумрак, окутывающий сцену, придает изображению особую сосредоточенность, горячий красный цвет соответствует накалу чувств. Силуэты фигур родителей четко очерчены, они словно вырезаны из дерева, складки одежд размечены крупно, линии прямые. Никаких суетных деталей быта, и только сам образ поднимается от иллюстративной повествовательности, от бытийного предела к поэтичному строю, к символу, к притче.

За внешней ясностью и понятностью произведения всегда скрывается бесконечная глубина и многозначность его содержания. Нередко автор сопровождает свои работы поэтическим строчками, картина-притча «Пожар» не стала исключением (авторская пунктуация сохранена – прим. ред).

Пожар
За каждым из нас наблюдают двое,
Ангел и бес.
Когда ты делаешь хорошее дело,-
Твой ангел радуется, а бес негодует.
Когда же недоброе творишь
твой ангел горюют а бес смеется
Тогда горит душа человека.
Может быть так происходит
И с целым народом?
Когда его молодая поросль,
рожденная на земле, наделенная силой и статью
Работать на ней
И приумножать ее богатства
Насильственно отторгнута
От этого предназначения?
Когда власть состоит из детей самого народа
им выбрана но усугубляет Происходящее?
Тогда рушится фундамент жизни
И ее этическая основа
Тогда мешаются понятия добра и зла
Тогда низвергаются кумиры
Меркнут идеалы
Тогда Пожар
Тогда горит душа народа.

Эта картина-притча несет большое человеческое содержание. В ней много искренности, сочувствия, боли. Многослойность темы потребовала от художника не только большого труда, но и огромного духовного вклада.

Тревога за родную землю и будущие поколения продолжилась в картине «Вольному – воля» 1996 года, где Россия, родина, предстает в облике степной кобылицы, лишенной возможности свободно нестись по бескрайним просторам. Ноги ее стреножены крепко-накрепко темными силами, вонзающимися в ее тело, словно колючей проволокой. Холодный тревожный колорит работы вторит ее глубокому содержанию. Преобладание идеи, смысла над конкретикой натурного впечатления обуславливает метод создания образа в искусстве Джанны Тутунджан.

В творчестве Тутунджан метафоры отличаются большой убедительностью и органичностью.

По силе образного обобщения, живописной пластике,  ритмическому построению и нравственной значимости работ, равных Джанне Тутунджан в вологодском искусстве, пожалуй, нет. Она подняла картину на новую высоту, открыла новую форму живописной притчи, обладающую многослойным подтекстом.

«Птица – Жизнь» – совместный проект портала «Культура в Вологодской области» cultinfo.ru и Вологодской областной картинной галереи. Он посвящен народному художнику России Джанне Тутунджан. В сентябре 2021 года исполнилось 90 лет со дня ее рождения.

Теги: птица жизнь, Джанна Тутунджан, ВОКГ

Новости по теме