Работу маститого живописца и педагога Ильи Машкова «Натурщица» представляет проект «Арт-мозаика».

Картина «Натурщица» – самое эпатажное произведение в собрании живописи Вологодской областной картинной галереи. Ее восприятие зрителями неоднозначно – от насмешек и возмущения дерзостью художника, «изуродовавшего женское тело», до удивления его экспериментаторской смелостью. Эти качества присущи и автору работы: смелость и самобытность Машкова определялась его ярким темпераментом живописца, а дерзость была свойственна и ему, и другим молодым его собратьям, искавшим в начале ХХ века новые пути в искусстве.

Только смелость и настойчивость помогли Машкову преодолеть препятствия в осуществлении заветной мечты – «во что бы то ни стало сделаться художником». Обстоятельства его жизни в детстве и юности никак этому не способствовали. Он появился на свет в июле 1881 года в станице Михайловской Хоперского округа Войска Донского (сейчас – Урюпинский район Волгоградской области) в бедной и многодетной семье мелких торговцев. В 11 лет Илья был отдан «в люди» и вынужден был заниматься глубоко ненавистным ему делом – торговать в лавке. До этого он окончил церковно-приходскую школу, где его захватила всепоглощающая страсть к рисованию.

«Эту мою страсть я пронес сквозь все испытания, которые сулила мне жизнь», – утверждал Машков. Каждую сэкономленную копейку он тратил на покупку масляных красок и писал тайком. «Конечно, мои занятия таким никчемным, несовместимым с моим положением делом могли проходить только подпольно, – вспоминал впоследствии художник, – узнают – хуже будет». Он и не подозревал, что живописи «где-то учат». Просветил его в этом отношении учитель рисования Борисоглебской гимназии, оценивший его талант и давший денег на дорогу. В 1900 году Илья Машков поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогами были Валентин Серов, Константин Коровин, Николай Касаткин. Учился Машков с огромным увлечением, а жил впроголодь, буквально на хлебе и воде. Вскоре для заработка ему предложили давать уроки рисования, а затем в 1904 году он открыл частную студию живописи и рисунка, просуществовавшую до 1917 года.

Машков обрел свободу и самостоятельность. Становлению его как творческой личности помогла, как он говорил, «самоорганизация»: серьезное изучение музейных собраний, зачастую с лупой, путешествия по Италии, Испании, Греции, Египту, Франции. Наибольшее влияние на его раннее творчество оказала живопись постимпрессионистов Поля Сезанна и Анри Матисса и русское народное искусство: росписи, игрушки, лубок, городские вывески.

Важную роль в его жизни сыграло знакомство с художником Петром Кончаловским, имевшим родственные с ним взгляды на живопись. Вместе с единомышленниками Александром Куприным и Василием Рождественским они стали членами-учредителями нового творческого объединения с эпатажным названием «Бубновый валет» (1910–1917), выставки которого шокировали широкую публику, искавшую в произведениях искусства «жизнеподобия» и соответствия эстетическим канонам, устоявшимся в обществе.

На выставке «Бубнового валета» 1914 года и была представлена «Натурщица», написанная Машковым в 1912–1913 годах, экспонировавшаяся в 1913 году в Амстердаме. Безусловно, столь непривычное, с сильно обобщенными и нарочито огрубленными формами, резким темным контуром и некрасивым ракурсом изображение женского тела производило отталкивающее впечатление на многих зрителей. Недоумение вызывало и колористическое решение «ню»: крупные разноцветные мазки на лице и теле, которые никак не укладывались в представление о рефлексах на нежной женской коже. Но Машков и не стремился передать красоту женского тела. Это была программная работа, выражающая дух времени с его конструктивизмом, декоративностью, вызывающе дерзкими экспериментами.

Картину купил друживший с «бубнововалетовцами» московский коллекционер Исаджан Исаджанов, после национализации его собрания в 1918 году она оказалась в Музее пролетарской культуры им. А. В. Луначарского. Когда он закрылся, картина находилась в Государственном музейном фонде, откуда была передана в Вологодский областной краеведческий музей, а из него поступила в 1970 году в Вологодскую областную картинную галерею. Со времени своего появления в залах музея она оказывает самое активное воздействие на посетителей, практически никого не оставляя равнодушным.

*** «Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 43 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.

Теги: арт-мозаика

Новости по теме