Премьера мелодрамы по одноименной пьесе бродвейского драматурга Леонарда Герша прошла в театре в минувшие выходные. Автор стал широко известен именно после написания этой пьесы, а сама она была переведена более чем на 20 языков и до сих пор с успехом ставится по всему миру. В чем же причина такой популярности?

Сюжет «крутится» вокруг ситуаций, которые стары как мир, но для каждого, кому приходится в них оказаться, их проживание становится важной жизненной вехой. Молодой человек по имени Дональд наконец решился съехать от матери и жить самостоятельно. В этом не было бы ничего необычного, но он – с рождения слепой. Но он полон решимости следовать избранному пути, тем более что у него есть план – попробовать себя в музыке. Рядом с ним снимает квартиру начинающая актриса Джил, смелая, ироничная и жизнерадостная. С первых минут знакомства становится заметен их интерес друг к другу, однако в этой истории есть и другое действующее лицо.

Мать Дональда незримо присутствует в спектакле с самого начала: все события начинаются с ее разговора по телефону с сыном. Вскоре миссис Бейкер появляется и сама, нарушая договор с Дональдом – ведь он выпросил себе два месяца свободы. Казалось бы, вполне понятно, что матерью движет беспокойство о ребенке, пусть и взрослом, но нуждающемся в помощи. Но вскоре становится ясно, почему это проявление заботы не вызывает у юноши «должной» благодарности, раздражает и тяготит его. Их конфликт обостряется, когда мать – как бы случайно – оказывается рядом именно в тот момент, когда у него начинают налаживаться отношения с девушкой.

Драматизм этой ситуации понятен каждому – и тем, кто смотрит на нее с позиции «ребенка», и тем, кому здесь ближе роль «родителя». В спектакле всего четыре действующих лица, и небольшой актерский ансамбль прекрасно передает почти осязаемое напряжение в отношениях между ними. Обретение собственного дома позволяет Дональду (актер Василий Лимонов) найти опору в самом себе, не надеясь на помощь матери. Миссис Бейкер (заслуженная артистка России Валентина Бурбо) упорно не хочет замечать, что сын ее вырос, и наперекор всему старается остаться для него незаменимой. Конечно, она с порога видит, что странная девица, живущая по соседству, совершенно не подходит ее мальчику, но Джил (Анна Тереньтева) не собирается сдаваться без боя. Вдвоем с Дональдом им почти удается отстоять «суверенитет», однако тут на сцену выходит режиссер Остин (Артём Суханов), и сложившийся любовный треугольник становится новым испытанием для всех.

Интересно, что в репертуаре Театра для детей и молодежи почти одновременно появились два спектакля, посвященные взаимоотношениям детей и родителей. В середине октября состоялась премьера комедии «Страсти Бальзаминова»: по словам режиссера Евгения Зимина, ее главный герой, чьей жизнью управляют мать и сваха, – воплощение инфантилизма. В мелодраме «Эти свободные бабочки» тоже рассматриваются взаимоотношения матери и взрослого сына. Случайно ли это?

«Честно говоря, я об этом не думал, когда ставил спектакль, – признается режиссер-постановщик, народный артист России Борис Гранатов. – Вообще тут несколько тем: тема любви, тема становления личности, тема преодоления «ограниченных возможностей». Несмотря на слепоту, герой решил проверить себя, понять, может ли он жить без помощи матери. Ему 22 года, а она к нему относится как к малому ребенку, и дело тут не только в его инвалидности. Излишняя опека, надоедливое вмешательство в личное пространство – это плохо».

Главные действующие лица осознают эту мысль каждый по-своему. Герой Василия Лимонова в минуту отчаяния готов отказаться от притязаний на самостоятельность – его короткий монолог своим неожиданным спокойствием выдает бурю эмоций, которые кипят в этот момент в его душе. Неожиданна и реакция матери, которая впервые осознает, что только отпустив сына, она может помочь ему. Слепой, он оказывается зорче зрячих, и это помогает ему понять и мать, и любимую девушку.

Каково это – играть слепого человека? Кстати, такой опыт есть у Анны Терентьевой, играющей Джил: в спектакле «Сотворившая чудо» она исполняет роль Элен Келлер – слепоглухонемой девочки, преодолевшей свой недуг и ставшей известной писательницей. Интересно, что героине «Этих свободных бабочек» известен этот факт – она рассказывает о нем Дональду. Василий Лимонов играет незрячего убедительно – естественно, без всякой нарочитости, не делая специального акцента на слепоте. «Василий – очень чуткий молодой артист, – отмечает Борис Гранатов. – Я, будучи педагогом-дефектологом по первому образованию, подсказывал ему какие-то вещи – например, как слепой ориентируется в пространстве, какой при этом может быть постановка головы. Всё остальное – его актерская интуиция».

«Имея опыт общения со слепыми, Борис Александрович подсказал мне несколько приемов, которые помогли создать образ незрячего, – говорит Василий Лимонов. – А дальше мое актерское внимание было больше направленно не на внешние проявления, а на внутреннее состояние героя, для которого самое важное в жизни не слепота, а любовь, дружба и внутренняя свобода».

В следующий раз возможность увидеть «Этих свободных бабочек» представится вологодским зрителям 4, 10 и 18 декабря. Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта». Напоминаем, что вход в театр возможен только при предъявлении QR-кода вакцинированного или переболевшего, либо отрицательного ПЦР-теста, также при себе необходимо иметь паспорт. Эти требования не распространяются на несовершеннолетних зрителей. Соблюдение масочного режима и социальной дистанции обязательно.



Теги: ТЮЗ, спектакль, премьера, Борис Гранатов, Василий Лимонов
Светлана Гришина

Новости по теме