Информационный тур по духовно-просветительскому маршруту «По следам Леушинских монахинь» познакомил первых туристов и представителей туриндустрии с православными достопримечательностями Череповца и села Мякса.

Маршрут рассчитан не только на взрослую, но и на подростковую и детскую аудиторию. Инициатором и идейным вдохновителем проекта стала сенатор Российской Федерации, представитель от исполнительного органа государственной власти Вологодской области Елена Авдеева. Разработала маршрут помощник сенатора Анастасия Курицина. Работа над концепцией и содержанием туристского маршрута «По следам Леушинских монахинь» началась еще в феврале этого года, а уже в начале июня при поддержке Департамента культуры и туризма области прошла презентация маршрута для туроператоров Вологды и Череповца.

«Народ жив, пока он помнит о своих святынях, и мы, готовя этот маршрут, как раз ставили перед собой задачу – напомнить о наших православных святынях, в том числе и утраченных, о наших духовных подвижниках, которые внесли огромный вклад в духовно-нравственное воспитание христиан и даже повлияли на ход истории», – отметила Анастасия Курицина. Неслучайно для маршрута выбрано село Мякса Череповецкого района. Для Мяксинского поселения разработана стратегическая программа развития до 2030 года, куда входит и туристическое направление, привлекаются инвесторы, готовятся объекты для туристического показа. Духовно-просветительский маршрут, по словам его организаторов, поможет привлечь еще больше внимания к этой территории с богатой историей.

Череповец обычно позиционируют как индустриальный город, но ценители паломнических поездок смогут открыть его с другой стороны – духовной. Именно поэтому путешествие по череповецким религиозным местам начинается с одного из главных храмов города – Воскресенского собора. На этом месте располагался Мужской монастырь, существовавший здесь в XIV-XVIII веках. Сам Воскресенский храм был построен в 1752 году и считается одним из самых старых каменных зданий Череповца.

Еще одна из православных достопримечательностей города – часовня при подворье Филиппо-Ирапской пустыни. Экскурсию по ней провела заведующая художественным отделом Череповецкого музейного объединения Светлана Пономарева, которая рассказала об особенностях иконописи, познакомила с символикой изображений и представила жизнеописание одного из уникальных святых Вологодчины – Филиппа Ирапского. Часовня построена в конце XIX века на средства Свято-Троицкой Филиппо-Ирапской пустыни. В 1920-е годы часовня и подворье были закрыты, и в здании поочередно размещались губернское статистическое бюро, артель «Свободный труд», а с 1967 года – военный комиссариат Череповца. В 1996 году в часовне был пожар, а с 1997 года началась реставрация здания.

Росписи в часовне сделаны по лучшим образцам мастерами иконописной школы Московской духовной академии. Сегодня здесь располагаются мощи Филиппа Ирапского, который прожил всего лишь 45 лет, но уже с малых лет отличался особым благочестием, за что в пятнадцатилетнем возрасте был пострижен в монашество преподобным Корнелием Комельским. В 30 лет для уединенной молитвы и безмолвия он поселился на берегу реки Андоги, где позднее основал Красноборскую пустынь.

Расстояние от Череповца до Мяксы всего 35 километров, и на этом участке пути можно встретить еще несколько намоленных мест, связанных с православными святынями. Например, место, где в 1518 году в лесу близ деревни Воронино произошло явление иконы Божьей матери «Одигитрия» Воронинская.

Особое внимание в этом туристическом маршруте уделено истории Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, продолжателем традиций которого стала возродившаяся в селе Мякса обитель. В становлении монастыря огромную роль сыграла его настоятельница, игумения Таисия. Человек очень разносторонний и одаренный – писатель, автор духовных стихов, выдающийся организатор, при котором обитель стала одним из самых известных православных центров страны. Матушка Таисия, в миру Мария Васильевна Солопова, родилась в 1842 году в Санкт-Петербурге в дворянской семье, была вымоленным ребенком. Окончила Павловский женский сиротский институт, где уже во время учебы у нее появились благодатные видения, которые она восприняла, как призвание к служению Богу, и решила уйти в послушницы, а затем приняла постриг. Знала наизусть все Евангелие на церковнославянском языке.

История самого Леушинского женского монастыря начинается в 1862 году, когда была освящена деревянная церковь в честь Иоанна Предтечи. Первой святыней монастыря стала икона Похвалы Божьей матери, которая прославилась как чудотворная. Из Рыбинского монастыря сюда приехала монахиня Сергия, основавшая здесь общину. Но руководительницы общины не выдерживали внутренних неурядиц и часто менялись, и тогда в 1881 году митрополит Исидор направляет сюда монахиню Таисию. Именно благодаря ее усердиям община в 1885 году была преобразована в монастырь. За 34 года своего игуменства матушка Таисия сделала очень многое для обустройства обители: были возведены каменные храмы, построены скиты, основаны подворья. В монастыре в то время насчитывалось около 700 насельниц. Матушка Таисия способствовала развитию и других обителей, с ее именем в том числе связано возрождение Ферапонтова монастыря. В 1904 году матушка Таисия по благословлению своего наставника Иоанна Кронштадского начала возрождение упраздненного в 1798 году мужского Ферапонтова монастыря. Она отправила туда для создания общины леушинских сестер, которые обосновали там женский монастырь, просуществовавший до 1925 года. Обитель к тому времени была в довольно плачевном состоянии и матушка Таисия проделала огромную работу для восстановления храмов, объединив православную общественность, архитекторов и искусствоведов, впервые описавших фрески Ферапонтова монастыря в 1911 году. Она несколько раз была на императорском дворе с рассказами о монастыре, и ее труды не остались незамеченными – были выделены крупные государственные и епархиальные суммы, проведены всероссийские сборы, что позволило практически полностью восстановить монастырь.

Леушинский же монастырь действовал до 1931 года, а в 1940-е годы был затоплен водами Рыбинского водохранилища. После затопления остовы Похвальского собора и колокольни монастыря еще некоторое время возвышались над поверхностью воды, позднее они были окончательно разрушены.

Дело игуменьи Таисии вместе с монахинями и послушницами продолжает настоятельница Ново-Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря матушка Кирилла. Храм был заложен в 2001 году и построен усилиями мяксинцев, а в 2015 году освящен. Монастырский статус обитель обрела в 2016 году, сегодня здесь живет 12 насельниц. Сюда из разных городов приезжают многочисленные паломники, чтобы поклониться известной иконе «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» – списку того самого образа Похвалы Богородице, который стал первой святыней Леушинской обители. Экскурсию по Ново-Леушинскому монастырю провела для участников нового турмаршрута «По следам Леушинских монахинь» послушница Ново-Леушинского монастыря Татьяна. Она рассказала о его главных святынях и традициях, познакомила с комнатой-музеем, где сохранились уникальные фотографии затопленной обители. Сейчас для размещения гостей неподалеку от монастыря построен Дом паломника, его освятили в мае этого года и в ближайшее время он сможет разместить тех, кто приедет в обитель. Одним из главных событий монастырской жизни стало Леушинское стояние – молитвенное поминовение затопленных водами Рыбинского водохранилища православных святынь. Это всенощное бдение проходит ежегодно с 1999 года в ночь с 6 на 7 июля – Рождество Иоанна Предтечи.

В Ново-Леушинском Иоанно-Предтеченском женском монастыре сейчас живет единственная в Вологодской митрополии схимница – схимонахиня Сепфора (Олейникова), в этом году ей исполнилось 84 года.

Участников турмаршрута познакомят и с самим селом Мякса, которое также может похвастаться своей богатой историей. Сегодня здесь живет около 1300 жителей. Название его с финно-угорского языка переводится как «холмистость», что характеризует природную особенность территории. Здесь много старинных деревянных изб, среди которых можно увидеть и сохранившийся чайный домик, перевезенный в 30-е годы прошлого века из Леушинского монастыря, или дом кузнеца Вонифатия Ловкова. Это простой крестьянин с 1885 года в течение семи лет вел дневник, где сумел описать жизнь села и нравы того времени. Записи местного крестьянина обнаружил в 1996 году на книжном развале Сенного рынка в Санкт-Петербурге писатель Валерий Колодяжный. Он изучил дневник и на их основе издал книгу «Вонифатиева тетрадь». Сегодня в Мяксе установлен памятный знак, у которого 10 августа собираются потомки летописца и жители села.

Турмаршрут «По следам Леушинских монахинь» предполагает и интерактивную составляющую. Гостей знакомят с тонкостями валяния – мастер-класс показывает местный мастер в третьем поколении Валерий Ерохин, а попробовать управиться с ткацким станком помогает мастер Любовь Левина. На память об этой поездке участники маршрута смогут увезти брошку из фетра в виде Леушинских символов, с каждым из которых связана своя местная легенда. Конечно, нельзя уехать из Мяксы, не попробовав ароматного, испеченного по особому рецепту леушинского кренделя. Завершается тур на берегу Рыбинского водохранилища, у поклонного креста, где проходят традиционные Леушинские стояния.

Уже сейчас маршрут «По следам Леушинских монахинь» предложен для продажи туроператорам, а в ближайшее время определится координатор, через которого представители туристических фирм смогут решать организационные вопросы.

Теги: туризм, Мякса, Череповец, экскурсия, туристический маршрут, паломнический туризм, Вологодская область
Ирина Сорокина

Новости по теме