Старинные купеческие дома села Устье, красивые виды Белозерска и Устюжны можно увидеть на выставке графики заслуженного художника России Надежды Девишевой «Вологодские кружева». В Доме Корбакова представлено 33 произведения, посвященных городам и селам Вологодчины. Работы выполнены в разных графических техниках – это рисунки пастелью, цветные линогравюры, литографии и монотипии.

Большая часть произведений создавалась в середине 1980-х годов на основе поездок Надежды Девишевой по Вологодской области в составе творческой группы московского Союза художников. Для участников творческой командировки была разработана специальная программа, направленная на изучение истории и культуры нашего края.

«Мы садились в автобус и выбирали разные места: посетили и Костромскую, и Ярославскую, и Вологодскую области, – вспоминает Надежда Михайловна. – Вологодчина – благодатный край. Когда мы были в Устюженском районе, который называют «землей железнопольской», по пути останавливались в усадьбе Батюшковых и Куприна в Даниловском. Я тогда поразилась, что в глубинке всё очень хорошо сделано – интерьеры в усадьбе замечательные. В Белозерске были, в Кирилло-Белозерском монастыре – тоже. Несколько дней жили в селе Устье, где сохранились старинные купеческие особняки. Благодаря вологодскому искусствоведу и реставратору Александру Рыбакову, который раздобыл нам лодки-моторки, добрались до Спасо-Каменного монастыря на острове в Кубенском озере».

В результате этих поездок появлялись новые произведения, посвященные красоте архитектурных памятников, природе нашего края и жизни вологжан. Так возникла серия «Вологодские напевы», в которую вошли собирательные образы. В работах можно увидеть и кружевниц, и мельницу, и старинную баржу, которая когда-то стояла в селе Устье, и деревенские праздничные гуляния, и даже птицу сирин.

Надежда Михайловна участвовала в нескольких Всероссийских конгрессах экслибриса, проводившихся в Вологде. «Когда была в «Мире забытых вещей», поднялась на второй этаж, где с балкона мне открылся удивительный вид, который захотелось сохранить в памяти. Так появился экслибрис этого музея».

Будучи на творческой даче «Сенеж» в Солнечногорске, она разработала авторскую технику монотипии. Художник наносит рисунок типографской краской на цинковую доску, с которой производится печать на бумагу под давлением на офортном станке. Так получается два оттиска – один яркий, второй чуть менее заметный.

«Я всю жизнь в работе», – признается Надежда Михайловна. Недавно она вернулась из творческой поездки в купеческий город Кашин в Тверской области. Художник отмечает, что, создавая свои произведения, она не пользуется фотографиями. На месте делает карандашные зарисовки на бумаге, используя для передачи цвета акварель или пастель. Когда приезжает в Москву, выбирает, в какой технике будет создано новое произведение.

Часть работ с выставки «Вологодские кружева» Надежда Михайловна подарила областной картинной галерее. «Это ваша история. Прошло более тридцати пяти лет с момента, когда я впервые побывала на Вологодчине. Здесь многое изменилось. Что-то разрушилось или было снесено, фасады деревянных домов поменялись, а рядом выросли новые здания. В моих работах осталось так, как было раньше. Значит, пусть живет».

Выставка продолжит свою работу до 3 октября в Доме Корбакова по адресу: ул. Октябрьская, д.13. Справки по телефонам: 8 (8172) 72-55-76, 72-79-02.

Теги: выставка, графика, ВОКГ, Дом Корбакова
Кристина Страмова

Новости по теме