Для коллектива Вологодской филармонии, носящей имя Валерия Гаврилина, творчество композитора-земляка особенно значимо. Музыка Гаврилина есть в репертуаре каждого артиста и коллектива филармонии, постоянно звучит в концертных программах. Зрители с трепетом и радостью встречают как давно полюбившиеся лирические композиции, так и сложные для исполнения масштабные произведения.

Валерия Гаврилина нет с нами уже 23 года, но в филармонии вспоминают о нем с особым пиететом. Заслуженный артист РСФСР Геннадий Соболев был лично знаком с композитором.  Накануне традиционного концерта памяти Гаврилина, который пройдет на сцене филармонии 29 января, он поделился своими воспоминаниями с читателями cultinfo.ru.

«Нас с Валерием Гаврилиным многое связывает по жизни – мы даже родились в одном роддоме на улице Мальцева, только я на год раньше его, – рассказывает Геннадий Иванович. – Учились мы в Вологде, не зная друг друга,  у одних и тех же педагогов – Ивана Павловича Смирнова, Ивана Георгиевича Писанко, Татьяны Дмитриевны Томашевской. Наше знакомство состоялось позднее, в середине 60-х годов: в Вологодской филармонии проходил семинар, где я вел секцию для руководителей самодеятельных коллективов области, а Валерий Александрович приехал из Ленинграда, чтобы руководить секцией для самодеятельных композиторов. С этого момента и началась наша дружба.

Мы вели очень интересные задушевные беседы. Было даже несколько курьезных случаев. В 70-е годы в зале Вологодской филармонии проходил выездной пленум Союза композиторов Северо-Запада, и Валерий Александрович, уже будучи маститым композитором, тоже присутствовал на нем. Во время пленарного заседания мы с ним вышли на набережную побеседовать и так увлеклись, прогуливаясь, что он пропустил свое выступление – в программе стоял его доклад по фольклорному творчеству.

Говорить о музыке мы с ним могли бесконечно. Самое главное, что, несмотря ни на какие регалии и широкую известность, в общении Валерий Гаврилин оставался простым душевным человеком. В ту памятную беседу мы успели поговорить не только о музыке, но и о поэзии, особенно тепло он отзывался о стихах Александра Романова. О Рубцове говорил, что это простой и глубокий поэт, но ему сложно его постичь: сочиняя музыку на его стихи, важно найти тот музыкальный язык, который не нарушит дух рубцовской поэзии. 

Вечером того дня я провожал его на поезд. В руках у него был портфель с оркестровой партитурой балета «Анюта», о котором он мне очень увлеченно рассказывал. Через полтора часа мне домой  звонит начальник Череповецкого железнодорожного вокзала. Оказалось, Валерий Александрович вышел в Череповце немного подышать на привокзальную площадь, а поезд ушел, и все документы, деньги, одежда и портфель остались в вагоне. Пришлось призвать на помощь череповецких друзей и знакомых, связаться с руководством железной дороги, чтобы все вещи остались в сохранности. Так мы, можно сказать, спасли один из шедевров Валерия Гаврилина».

В репертуаре Мужского хора Вологодской филармонии музыка Гаврилина занимает особое место – его произведения звучат практически в каждом концерте коллектива. В прошлом году хор подготовил новую программу «Тихая моя родина», в которую также вошла музыка Гаврилина. С этой программой коллектив побывал в 11 городах России и в разных уголках Вологодской области.

«С музыкой Гаврилина я знаком еще с детства: по радио тогда часто звучали его знаменитые «Шутка» и «Два брата», – вспоминает руководитель Мужского хора Михаил Гоголин. – Валерий Александрович уже тогда «пошел в народ», а признанным академическим композитором стал позднее, когда появились балет «Анюта» и хоровая симфония «Перезвоны». Свидетельством того, что композитор и сегодня актуален, является исполнение его произведений в концертных залах всей страны: музыка Валерия Гаврилина звучит не только в Вологде, но и в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Если хорового коллектив берется за «Перезвоны», одно это уже говорит о его высоком исполнительском уровне и мастерстве. Гаврилина не случайно называют самобытным композитором: он умеет донести до слушателя размышления и переживания, рождающиеся в его душе. Это сложно: не каждый может поделиться своими чувствами так, чтобы это было интересно большому кругу людей. У Гаврилина получилось, и не только потому, что он обладал большим талантом – он всю жизнь ощущал связь с родиной, которая его подпитывала».

Читайте также: Неизвестный Гаврилин: воспоминания жены композитора


Теги: Валерий Гаврилин, Геннадий Соболев, Михаил Гоголин, вологодская филармония
Ирина Сорокина

Новости по теме