Альбом, в котором представлен архитектурный облик города в 1922 году, издан Вологодским отделением Госиздата в типографии Северосоюза тиражом порядка 500 экземпляров и сегодня является библиографической редкостью. Как писал в статье, посвященной этому изданию, искусствовед Владимир Воропанов, имена авторов альбома сегодня недостаточно известны даже любителям изобразительного искусства. Но именно «Старая Вологда» Варакина и Дмитревского стала первым развернутым циклом гравюр о городе и побудила графиков последующего времени – Генриетту и Николая Бурмагиных, Владислава Сергеева, Анатолия Наговицына, Леонида Шетнева и Дмитрия Медведева – к продолжению этой интересной и важной творческой работы.

Издание «Старая Вологда» было задуман и осуществлено в атмосфере интенсивной творческой жизни города 1920-х годов. Сама идея альбома прямо связывалась с программой деятельности Северного кружка любителей изящных искусств и Вологодского общества изучения Северного края. По своей стилистике гравюры И. Варакина и Н. Дмитревского могут быть поставлены в один ряд с такими изданиями тех лет, как «Вологда в ее старине» Г. Лукомского (1914), «Север в истории русского искусства» И. Евдокимова (1921), «Вологжане-краеведы» А. и А. Веселовских (1923).

Альбом Варакина и Дмитревского уже современниками воспринимался как важный и характерный документ эпохи. Листая его, можно совершить увлекательную прогулку по старым улицам и площадям города. Каждый из авторов внес в единую структуру альбома свое мироощущение и понимание историко-художественного материала. Иван Варакин, будучи архитектором, большее внимание сосредоточил на конструктивных особенностях изображаемых памятников архитектуры. Линогравюры Николая Дмитревского составляют другую линию изображения архитектуры прошлого, где автор предстает как художник романтического, драматического дарования. 

Жизненный и творческий путь авторов альбома «Старая Вологда» сложился по-разному, однако оба они стали выразителями художественных поисков эпохи и каждый по-своему воплотили их в своих работах. Николай Павлович Дмитревский (1890–1938) работал в технике линогравюры и автолитографии. Родился в Ханькоу в Китае в семье дипломата П.А. Дмитревского. После окончания вологодской гимназии в 1907 году уехал учиться в Петербург, позднее окончил  Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Был членом Северного кружка любителей изящных искусств (СКЛИИ) в Вологде. В 1919 году по инициативе Дмитревского рисовальные классы при СКЛИИ были преобразованы в Государственные свободные художественные мастерские, позднее ставшие Художественным техникум,  преподавателем и директором которого Дмитревский был до ликвидации техникума в 1924 году.

Свои работы Дмитревский впервые представил в 1923 году в Казани на выставке «Русский книжный знак». Живя в Москве и в Московской области, работал иллюстратором в издательстве «Academia» и «Молодая гвардия», в области промышленной графики и экслибриса. В 1934 году выполнил цикл иллюстраций к русским народным сказкам. Работы Н.П. Дмитревского неоднократно отмечались на всесоюзных полиграфических выставках, в 1937 году экспонировались на Всемирной выставке в Париже.

Член ВКП(б) с 1920 года, в октябре 1937-го Николай Дмитревский был обвинен в «шпионской деятельности в пользу Германии» и 2 января 1938 года расстрелян. Реабилитирован в 1957 году.

Гравюры и рисунки Николая Дмитревского хранятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Третьяковской галерее, Русском музее, в Вологодской областной картинной галерее, Государственном архиве Вологодской области, в частных собраниях.

Иван Иванович Варакин (1889–1972) родился в Вологде в доме постройки конца XVIII века, который сейчас известен как дом Варакина. После окончания вологодской гимназии поступил на архитектурное отделение Мюнхенского политехникума. В годы Гражданской войны руководил окопным строительством и прокладкой военных дорог 6-й Красной Армии Северного фронта. В 1919 году по проекту Варакина было построено здание первой радиостанции в Вологде. С 1920 по 1927 год Иван Варакин работал главным архитектором Вологды и одновременно главным художником Вологодского отделения Госиздательства. В 1937–1941 годах являлся главным архитектором Ленинградского художественного фонда и участвовал в экспедициях, из которых привозил архитектурные обмеры и зарисовки уникальных памятников северного зодчества. В годы Великой Отечественной войны работал архитектором в Вологде. С 1946 по 1972 год жил и работал в Ленинграде.

И.И. Варакин является одним из старейших мастеров эстампа. Широко известны серии его линогравюр «Старая Вологда» (1922), цветных эстампов-сюит «Русская старина» (1937–1962), альбомов «Ораниенбаум», «Ленинград. По берегам Невы» (1945–1957), гравюры «Храм Спаса Нередицы в Новгороде» (1946) и деревянной Анхимовской многоглавой церкви близ Вытегры (1961).


Теги: графика, гравюра, Вологда, архитектура, юбилей
Редакция cultinfo.ru по материалам АУК ВО «Вологдареставрация»

Новости по теме