5 июня исполнится 100 лет со дня рождения Владимира Корбакова, народного художника России, действительного члена Российской академии художеств, почетного гражданина города Вологды и Сокольского района.

Портал «Культура в Вологодской области» cultinfo.ru и Вологодская областная картинная галерея  представляют проект «Счастье быть творцом…», посвященный мастеру. В течение юбилейного года мы будем публиковать материалы, посвященные Владимиру Корбакову, рассказывать о его работах, об интересных фактах жизни, делиться воспоминаниями людей, которые его знали, ценили, любили. А иногда, как сегодня, «давать слово» самому художнику.

О детстве

Ученые говорят, что человеческий характер формируется в первые пять лет. Когда я думаю о своем детстве, то в памяти всплывает снег… Белый, пушистый, мягкий снег, и до этого снега я ничего не помню. Чистый, белый снег, снегопад, а я – снежный человек, вышедший из этого снежного кома. Мне кажется, что я родился, зародился, сформировался со снежной бурей. Мне было года три или четыре, примерно двадцать пятый или двадцать шестой год, когда мама дала мне какую-то мелочь и сказала: «Пойди за белым хлебом». Жили мы тогда на улице Кирилловской, одной из главных улиц Вологды, теперь она называется улица Ленина, в большом трехэтажном доме, который и ныне стоит рядом с Дворцом бракосочетания.  Булочная находилась на противоположной стороне улицы, надо было перебежать дорогу. Я открыл дверь, вышел из дома и оказался в удивительном, сплошном снегопадении. Снег шел везде: и по нашу сторону улицы, и по ту, снег был на крыльце, в нашем дворце, на тротуарах и дороге, на всей Кирилловской, во всей Вологде шел снег. Снег белый, пушистый, розового оттенка. Когда он попал на меня, я ощутил, что я живу, что я ребенок, что я есть. Я спокойно перешел на ту сторону, вошел в булочную – а находилась она чуть подальше кинотеатра «Салют», ближе к скверу – отдал мелочь, взял хлеб. Шел последний год НЭПа, всё ещё было очень дешево. Не помню, в чем я был одет, кажется, очень легко, несмотря на то, что шел снег. Ведь и снег-то был пушистый, розовый, поэтому и обилия одежды я не помню. Я вернулся домой и отдал белый хлеб маме. Хлеб такой мягкий, что если его сжать, а потом отпустить, он сжимался и разжимался, как гармошка…

*** Владимир Николаевич Корбаков родился 5 июня 1922 года в России, в деревне Казариново Сокольского района Вологодской области. Детство и юность художника прошли в Вологде. Его первое знакомство с искусством произошло еще в школьные годы: подросток подружился с учеником-реставратором иконописи в областном музее, а через него – с мастером миниатюры и реставратором. Окончив семилетнюю школу, в 1940 году пошел учиться в студию при Союзе художников и уже в 1941 году устроился на работу в мастерскую Художественного фонда.

О своем предназначении

Мне кажется, пусть это не очень скромно, что Господь при рождении меня поцеловал. Всю жизнь я чувствовал внимание со стороны неба, внимание со стороны Бога, хотя в раннем детстве и не понимал, что такое Бог, но уже в пять-шесть лет чувствовал себя неким небесным избранником. Ребятишки с Кирилловской улицы, повзрослевшие очень рано, часто предлагали мне: «Володя, покури!» – но я ни одной папиросы не выкурил, потому что как будто с высоты небес мне кто-то говорил: «Володя, не кури! Ты будешь красоту творить. Володя, не кури, береги здоровье!» Вот я и берег себя и от курения, и от выпивки. В юности немного выпивал, ну, может, за всю жизнь раз пять был сильно пьян, но вообще-то организм мой протестует против водки, коньяков и всего этого. Ведь меня всегда преследовала совсем иная страсть – рисовать, рисовать, рисовать… Читать научился очень рано – лет в пять. Это ощущение избранности преследует меня всю жизнь: с детства до сегодняшнего момента.

Еще одно качество хочу отметить. Когда собирается какая-то группка детей, у нее всегда появляется вожак – умный, сильный парень, которому все подчиняются. Вот таким вожаком был я. Все меня слушались, я командовал парадом, и даже позже, в школьные годы, меня ребята прозвали капитаном за это желание всегда командовать. Когда я стал постарше, мне вдруг захотелось уйти в тень и оттуда, со стороны, наблюдать за всеми – когда тебя никто не видит, а ты видишь всех! А когда меня избрали руководителем вологодских художников, я вдруг почувствовал, что как вожак, как лидер, я должен быть умнее, начитаннее всех, подавать пример не только в творчестве, но и в нравственном отношении.

***В 1959 году Владимира Корбакова приняли в члены Союза художников, в 1972 году ему присвоено звание заслуженного художника РСФСР. Корбаков был одним из создателей и многолетним руководителем (с 1964 по 1977 год) Вологодской организации Союза художников России. Был инициатором и руководителем Череповецкой творческой группы.

О первых потерях

Жили материально тяжело, кроме картошки с капустой, к столу редко что подавалось. Самым любимым угощением в доме была мамина собственного приготовления лапша, из которой она варила молочный, довольно густой суп. В частных магазинах царило изобилие, но купить лакомство было не на что. Не только наша, но и другие семьи жили бедно. Как-то раз папа привел домой маленького козленка. Этот козленок жил у нас недели две, и я очень привязался к нему. Мы с ним играли, оба резвились – ведь козленок как ребенок! Мы с ним бодались, толкались, нам было весело, а потом папа его зарезал. Я плакал навзрыд, но слезы не могли мне вернуть друга, а похлебку, сваренную мамой из козлятины, отказался есть. Чувство стыда за мое предательство разжигало меня изнутри, я впервые увидел смерть близкого существа, и грусть от этого долго не покидала меня.

О первых шагах в рисовании

Это было после тридцатого года, когда мы поселились в частном доме. Помню, при мне снимали черную стеклянную вывеску «Собственный дом Канарейкиной». Дом был очень красивый: богато украшен резьбой, с хорошим балконом. Папу избрали председателем домового комитета, и он занял самую хорошую квартиру в бельэтаже. У нас были две большие комнаты и балкон. Во дворе дома стоял большой старый каретник, в его центральной части умещалось несколько карет, справа и слева – помещения для лошадей, а наверху, под крышей – сеновал, где детвора – мальчишки и девчонки – любила проводить время. Мы там устраивали разные игры, кто посмелее, тот прыгал  вниз со второго этажа. Я нарисовал этот каретник в двенадцать лет… Один из первых моих рисунков. Примерно в это же время я попробовал масляную живопись. Брат мой Иван серьезно интересовался искусством, и у него были краски, кисти, холсты. Вот как-то раз я взял холст брата и начал писать. Конечно же, не самостоятельную картину, а копию. Мне тогда очень нравился «Мальчик с собакой» испанского живописца Мурильо, и я стал копировать эту картину. Я писал с репродукции, но все-таки работа меня увлекала. Это был мой первый опыт в живописи, и картина получилась настолько красивая, что у меня ее выпросил директор почтового гаража. Гараж находился напротив нашего дома, и мы дружили с шоферами, общались и с руководством. Директору гаража я и показал свою первую картину. Он просто со слезами упросил меня подарить ему ее. Я и подарил, не жалко. Но эта работа возбудила у меня интерес к живописи.

***Владимиру Корбакову пришлось учиться в трудных условиях послевоенного времени, но эти годы художник всегда вспоминал как пору больших надежд и романтических настроений. Надо было наверстать упущенное время, поэтому работал он по 12-14 часов в сутки, запоем читал книги по искусству и философии. В 1951 году с отличием окончил училище и стал студентом Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова. В Вологду вернулся в 1958 году.

***

«Счастье быть творцом» – совместный проект портала «Культура в Вологодской области» cultinfo.ru и Вологодской областной картинной галереи. Он посвящен народному художнику России Владимиру Корбакову. В июне 2022 года исполнится 100 лет со дня его рождения.

Теги: счастье быть творцом, Владимир Корбаков, ВОКГ

Новости по теме