«Север иррационален: лето короткое, как взмах крыльев бабочки. Ждешь-ждешь, а оно – раз – и закончилось, – размышляет художник Александр Пестерев, объясняя выбор вертикальной, вытянутой формы холста для своих работ. – Поражает эта короткая пора, когда ты не понимаешь, день сейчас или ночь. Это особенное внутреннее состояние. Я много езжу по северу и вижу сохранившиеся шатровые церкви – они поразительно красивы, но тоже полностью иррациональны – не было никакой нужды делать этот высокий шатер и тратить столько усилий – люди ведь собирались в нижнем небольшом помещении. Север иррационален, искусство – тоже».

В галерее «Красный мост» внезапно наступило «Северное лето», которое привезли из Ферапонтово художники Александр Пестерев, Александр и Анна Мессерер, а также автор деревянных скульптур Дмитрий Рытяев. Привезли не буквально – все, кроме Пестерева, не живут там постоянно, но находят в этих местах вдохновение, источник безусловной любви и связи с вечным, истинным.

Неожиданное сочетание архаики и импрессионизма, начертания забытых имен и голоса женщин, склонившихся над прялкой, пространство в серебряно-голубых тонах, фрески, переходящие в природу, и природа, сама похожая на фреску. Проводя лето близ Ферапонтова монастыря и много путешествуя по северу, каждый творит свое, тон задают лишь место и собственный поиск.

Александр Пестерев предпочитает минимализм в средствах выражения и абстрактность формы, супругов Мессерер вдохновляют импрессионизм, постимпрессионизм и художники 20-30-х годов, их картины – это застывшее движение и отсутствие четких границ. Дмитрию Рытяеву, работающему с деревом, близки архаичные, знаковые формы, которые прослеживаются в культуре с незапамятных времен. Идею совместной выставки этих авторов, наверное, тоже можно назвать иррациональной – столь различны их творческие стили. Но их голоса не противоречат друг другу, а лишь ведут от внешнего – ферапонтовских пейзажей и простых жизненных сцен – к внутреннему, глубинному – традициям народной культуры, разговору о духовности и наследии.

По словам Анны Мессерер, всех «спровоцировал» Александр Пестерев и его проект «Имена», вдохновленный прялками полуторавековой давности. Их дарили любимым женщинам: женам, матерям и дочерям. Прялки берегли, чинили, передавали из поколения в поколение как символ любви. Александр Пестерев попытался переосмыслить народные образы, создав абстрактные картины – узкие вертикальные полотна. Игра линий, штрихов, цветовых пятен, буквенных начертаний создают особую мелодию, сплетаются в непостижимые сгустки энергии.

В ответ Пестереву Анна и Александр Мессерер тоже выполнили работы, используя новую форму. «Далось непросто, – замечает Анна Мессерер, – потому что для нас Ферапонтово и его ландшафт – скорее горизонтальны, потребовалось усилие над собой, чтобы сделать вертикаль, но это привнесло нечто особенное в наше творчество. Этой вертикалью хотелось передать какое-то устремление, духовность этих мест». Александр Мессерер признался, что так вдохновился, и теперь не знает, сможет ли вернуться к обычному формату. Кстати, «обычный формат» супругов Мессерер занимает весь первый этаж галереи и передает удивительную природу, настроение кирилловской земли и еще искреннюю любовь авторов к этим местам.

Скульптуры Дмитрия Рытяева делают выставку осязаемой. Он использует старинное дерево с разобранных построек и утилитарные предметы, стараясь придать им новое звучание. Так, колесо от прялки стало нимбом святого «Николы». Вырезанные цветы напоминают об узорах, которыми украшали прялки, векошки от старинных ткацких станков возвращают к традиции, а условные лица на скульптурах призывают к диалогу поколений.

«Северное лето» по канонам иррациональности останется в Вологде до 8 мая. Вход в галерею «Красный мост» всегда свободный (Набережная VI Армии, 143).

12+

Теги: Красный мост, Александр Пестерев, Мессерер, дмитрий рытяев
Юлия Шутова

Новости по теме