Коллекции домашнего текстиля для кухни, разработанные студентами Санкт-Петербургской промышленной академии имени А. Л. Штиглица, запущены в производство Вологодским текстильным комбинатом. Проектное задание выполнялось в 2021-2022 годах в рамках соглашения о сотрудничестве между предприятием и учебным заведением.
Для Вологодского текстильного комбината это первый опыт взаимодействия со студентами в плане создания коллекций.
«Мы дали студентам техническое задание по разработке целого блока изделий на примере капсульной коллекции для кухонных комплектов, куда входят фартук, варежка-прихватка, кухонное полотенце, скатерть, салфетки и дорожки, а также цветовую палитру, на которую они могут ориентироваться. Тема была свободная – мы хотели, чтобы молодые специалисты проявили свою фантазию», – рассказывает бренд-менеджер ВТК Светлана Власова.
Студенты третьего курса направления «Дизайн текстиля» приступили к выполнению задания весной 2021 года в условиях коронавирусных ограничений. «Работа проходила в онлайн-режиме. Все проекты обсуждались в зуме. В своих презентациях студенты представили несколько вариантов дизайна», – рассказала один из руководителей проектных разработок, доцент кафедры художественного текстиля Академии Анна Семёнова.
Всего для заказчика было отобрано 14 проектов, которые затем рассматривались на худсовете ВТК. В производство ушли изделия из четырех коллекций: декоративная скатерть «Карелия» Вероники Кононовой, декоративная скатерть и салфетки «Олива» Ксении Масловой, а также кухонные полотенца «Веточки» и «Зайчики» Дарьи Санниковой.
От идеи до воплощения каждый автор прошел свой путь. Ксению Маслову на создание дизайна декоративной скатерти и салфеток вдохновил безграничный художественный потенциал окружающей флоры.
«Я очень люблю растительный мир. Посмотрела изображения, набралась вдохновения и решила, что попробую сделать варианты с плодами оливы. У меня были две темы, по которым я собрала мудборды: один – с оливами, другой – с помидорами. Первый проект получился в двух цветовых гаммах. В процессе работы много экспериментировала с масштабами. В пандемию мы учились дома, и у нас было больше времени на проработку разных вариантов», – рассказывает автор коллекции «Олива» Ксения Маслова.
В тот период студентка активно осваивала графические программы на компьютере, и первые эксизы рождались не на листе бумаги, а сразу в электронном виде. Таким образом получилось совместить приятное с полезным. «У меня все начинается с более реалистичных зарисовок, а затем трансформируется до желаемого результата. Помню, ночами сидела над своим проектом, но получала от работы огромное удовольствие», – говорит Ксения.
На предприятии выбрали один из первых ее эскизов. Перед отправкой работ на производство авторам предстоял кропотливый труд по обработке итоговых файлов и их очистке от «лишних пикселей».
Студенты проектировали коллекции домашнего текстиля с ориентацией на выполнение в технике жаккардового ткачества. Со студенческими проектами на производстве работал художник-дессинатор, который определял, какие необходимы переплетения, чтобы воплотить дизайн в материале.
В одной из аудиторий кафедры художественного текстиля можно увидеть дореволюционный жаккардовый станок. Экспонат теоретически может работать, но для его обслуживания необходим специально обученный персонал.
«Жаккард поражает своим разнообразием: есть гладкий, есть с шинилом (сложными переплетениями). Наша кафедра уделяет большое внимание формированию методического фонда, куда в последние 15 лет вошли лучшие образцы тканей, выполненные студентами в технике жаккардового ткачества на фабрике ОА «Узор» (Ленинградская область) в рамках производственной практики и дипломного проектирования. В жаккардовых тканях часто «работает» и обратная сторона изделия. Казалось бы, две нити, два цвета, а возможности колоссальные», – объясняет заведующая кафедрой художественного текстиля, профессор Людмила Михайлова.
Студенческие работы были адаптированы под выпуск жаккардовых тканей путем ограничения количества цветных нитей, поскольку в первоначальном электронном варианте использовалось больше двух цветов, но от этого проекты не потеряли своей идеи, заверяет бренд-менеджер ВТК Светлана Власова.
Вдохновленная северными мотивами коллекция «Карелия» была выпущена в качестве подарочной продукции для акционеров ВТК. Полотенца «Веточки» и «Зайчики», реализованные в пяти цветах, были запущены в производство летом 2022 года как часть зимней коллекции «Winter house». Вся коллекция с успехом разошлась в вологодских магазинах и крупных федеральных сетях. Коллекцию «Олива» выпустили в январе. Она доступна в магазине текстильного комбината, а также продается по всей России.
Кроме взаимодействия в рамках проекта, Академии удалось организовать поездку студентов 1-3 курсов и нескольких преподавателей в Вологду в сентябре 2022 года.
«Нас приняли на предприятии, провели экскурсию по комбинату, показали станки и весь производственный процесс. У студентов была возможность пообщаться со специалистами. В рамках двухдневной поездки нам показали город и его достопримечательности. От Академии в Вологду ездили 45 человек – целый автобус. Такое взаимодействие для нас тоже очень ценно и полезно», – добавляет Анна Семенова
Заведующая кафедрой художественного текстиля отмечает, что сейчас идет новый виток развития российской промышленности, и для студентов очень важен выход на производство.
«Начиная со второго курса, мы можем брать любые технические задания, но нам необходимо время на их выполнение, поскольку мы действуем в рамках учебного процесса. У нас налажено взаимодействие с жаккардовой фабрикой ОА «Узор» в Вырице Ленинградской области. И нам очень повезло, что Вологодский текстильный комбинат на определенном этапе принял предложение о сотрудничестве с нами. Мы надеемся на продолжение», – отмечает Людмила Михайлова.
«На сегодняшний день ВТК рассматривает вопрос о продолжении сотрудничества с Академией Штиглица не только на предмет исполнения жаккардовых тканей с рисунками студентов, но и сотрудничества на фрилансе. Так, например, мы работали с выпускницей Академии, художницей Екатериной Нино летом 2022 года по договору ГПХ на предмет отрисовки эскизов для печати на трикотаже», – рассказала бренд-менеджер ВТК Светлана Власова.