Духовной столицей России назвал Вологду заслуженный
художник Российской Федерации, секретарь Союза художников России Валерий Полотнов.
Его выставка живописи «Мелодии души» открылась в минувшую пятницу
в центральном выставочном зале Вологодской областной картинной галереи.
Впервые с творчеством московского живописца Валерия Полотнова вологжане
познакомились на Третьей Всероссийской выставке пейзажной живописи
«Образ Родины», проходившей в 2006 году в Вологде. Привлекла внешне
скромная, но необыкновенно светоносная, проникновенная по образу
живопись этого мастера. Удивило и порадовало то, что он каждую свободную
минуту во время подготовки всероссийской выставки в Вологде писал этюды
северного города.
На выставке живописи Валерия Павловича Полотнова в ВОКГ представлено около 150 лучших
картин художника, созданных за последние двадцать лет. Кроме пейзажей
Москвы и Подмосковья, центральной России впервые экспонируются
произведения последних лет, написанные на Вологодчине: в Вологде и
Великом Устюге, Кириллове и Белозерске. За свои пейзажи художник
удостоен серебряной медали Российской академии художеств и специальной
премии Российского Союза художников имени Алексея Саврасова. Выставку в
Вологде помогла реализовать московская галерея «Арт Прима», которая
специализируется на поддержке и развитии современного русского
реалистического искусства.
В нашей области, тем более во всей России, работает много талантливых
пейзажистов реалистического направления, продолжающих великие традиции
классиков русского пейзажа. Но в искусстве Полотнова звучат особенные
интонации, позволяющие ему создавать образы такой духовной интенсивности
и профессионального мастерства, которые говорят о том, что это
уникальное явление живописи. Живописец и теоретик искусства
С.А. Гавриляченко совершенно точно заметил, что Полотнов «обладает
врожденно-самостоятельным видением». Действительно, следуя и развивая
традиции русского пейзажа А. Саврасова, И. Похитонова, С. Жуковского, В. Бялыницкого-Бирули, Полотнов создал особый, характерный только для
него тип пейзажного образа. И сколько бы мы ни искали подобного, не
найдем такого ни у кого. Поэтому представляется, что Валерий Полотнов в
кругу выдающихся мастеров современного российского пейзажа занимает
совершенно особое место.
Выбор своего пейзажного мотива и определение задач, решаемых в
произведении, происходит у художника в начале 1980-х годов. Главными
мотивами его пейзажей становятся виды сел, деревень, провинциальных
городов России, старинных улочек Москвы. Проезжая по центральной России,
ее старинным городам, богатым историей и культурой, и сравнивая ее с
мотивами произведений живописца, понимаешь, как тонко и точно он сумел
уловить сокровенную ее суть. Такие пейзажи, как «Тишина» (1993-97 г), «В
снегах Россия» (1998 г), «Пейзаж с охотником» (2003 г), «Осенняя
благодать» (2004 г) передают в образном выражении раздумья художника о
судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем.
Причина особенного характера пейзажей Валерия Полотнова заключается в его
восприятии образа природы, выразившемся в главном средстве
художественного выражения. Еще в студенческих работах проявился интерес
художника к эффектам освещения. В зрелом творчестве Полотнов изберет
мягкий, рассеянный свет в разное время суток. В результате, когда
смотришь его пейзажи, то вспоминаешь это удивительное состояние, когда о
сиянии солнца хочется говорить, что в нем заключен божественный свет.
Чудесность этого состояния вселяет особые чувства. Кажется, что они
напрямую связаны с религиозным благоговением. Поэтому пейзажи Валерия
Полотнова пронизаны глубоко религиозными, высоконравственными чувствами.
Отклик своим работам живописец находит в классической русской поэзии и
музыке, в народном хоровом пении. Работается художнику легко и радостно,
потому что его цель - давать людям своей живописью свет и надежду.
Выставка в Вологде, древнем городе, богатом православными традициями
культуры, для Валерия Павловича Полотнова является событием большой
духовной важности.
Информация Вологодской областной картинной галереи
Теги: Валерий Полотнов