Духовной столицей России назвал Вологду заслуженный художник Российской Федерации, секретарь Союза художников России Валерий Полотнов. Его выставка живописи «Мелодии души» открылась в минувшую пятницу в центральном выставочном зале Вологодской областной картинной галереи.

Впервые с творчеством московского живописца Валерия Полотнова вологжане познакомились на Третьей Всероссийской выставке пейзажной живописи «Образ Родины», проходившей в 2006 году в Вологде. Привлекла внешне скромная, но необыкновенно светоносная, проникновенная по образу живопись этого мастера. Удивило и порадовало то, что он каждую свободную минуту во время подготовки всероссийской выставки в Вологде писал этюды северного города.

На выставке живописи Валерия Павловича Полотнова в ВОКГ представлено около 150 лучших картин художника, созданных за последние двадцать лет. Кроме пейзажей Москвы и Подмосковья, центральной России впервые экспонируются произведения последних лет, написанные на Вологодчине: в Вологде и Великом Устюге, Кириллове и Белозерске. За свои пейзажи художник удостоен серебряной медали Российской академии художеств и специальной премии Российского Союза художников имени Алексея Саврасова. Выставку в Вологде помогла реализовать московская галерея «Арт Прима», которая специализируется на поддержке и развитии современного русского реалистического искусства.

В нашей области, тем более во всей России, работает много талантливых пейзажистов реалистического направления, продолжающих великие традиции классиков русского пейзажа. Но в искусстве Полотнова звучат особенные интонации, позволяющие ему создавать образы такой духовной интенсивности и профессионального мастерства, которые говорят о том, что это уникальное явление живописи. Живописец и теоретик искусства С.А. Гавриляченко совершенно точно заметил, что Полотнов «обладает врожденно-самостоятельным видением». Действительно, следуя и развивая традиции русского пейзажа А. Саврасова, И. Похитонова, С. Жуковского, В. Бялыницкого-Бирули, Полотнов создал особый, характерный только для него тип пейзажного образа. И сколько бы мы ни искали подобного, не найдем такого ни у кого. Поэтому представляется, что Валерий Полотнов в кругу выдающихся мастеров современного российского пейзажа занимает совершенно особое место.

Выбор своего пейзажного мотива и определение задач, решаемых в произведении, происходит у художника в начале 1980-х годов. Главными мотивами его пейзажей становятся виды сел, деревень, провинциальных городов России, старинных улочек Москвы. Проезжая по центральной России, ее старинным городам, богатым историей и культурой, и сравнивая ее с мотивами произведений живописца, понимаешь, как тонко и точно он сумел уловить сокровенную ее суть. Такие пейзажи, как «Тишина» (1993-97 г), «В снегах Россия» (1998 г), «Пейзаж с охотником» (2003 г), «Осенняя благодать» (2004 г) передают в образном выражении раздумья художника о судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем.

Причина особенного характера пейзажей Валерия Полотнова заключается в его восприятии образа природы, выразившемся в главном средстве художественного выражения. Еще в студенческих работах проявился интерес художника к эффектам освещения. В зрелом творчестве Полотнов изберет мягкий, рассеянный свет в разное время суток. В результате, когда смотришь его пейзажи, то вспоминаешь это удивительное состояние, когда о сиянии солнца хочется говорить, что в нем заключен божественный свет. Чудесность этого состояния вселяет особые чувства. Кажется, что они напрямую связаны с религиозным благоговением. Поэтому пейзажи Валерия Полотнова пронизаны глубоко религиозными, высоконравственными чувствами. Отклик своим работам живописец находит в классической русской поэзии и музыке, в народном хоровом пении. Работается художнику легко и радостно, потому что его цель - давать людям своей живописью свет и надежду. Выставка в Вологде, древнем городе, богатом православными традициями культуры, для Валерия Павловича Полотнова является событием большой духовной важности.

Информация Вологодской областной картинной галереи

Теги: Валерий Полотнов