30 ноября вологжане встречали режиссеров Александра Петрова, Александра Гутмана и Андрея Эшпая

Вологодским зрителям показали два последних фильма Александра Петрова: «Старик и море» и «Моя любовь». Перед просмотром режиссер рассказал о специфике своей деятельности: оказывается, на создание мультфильма в технике «ожившая живопись» (поток мазков масляными красками, из которых создается действие) уходит несколько лет. Во-первых, эти картины – произведения одного автора, одного режиссера. И даже если другие художники принимают участие в работе, им какое-то время необходимо «притереться» пальцами – ведь рисуются фильмы руками. По словам Александра Константиновича, это что-то вроде вышивания крестиком. С момента появления первой ленты прошло около 20 лет, но за это время режиссер снял всего 5 фильмов – такими темпами создается «ожившее» кино.

Беседа с Александром Петровым продолжилась и после показа мультфильмов:

- Кто является изобретателем техники «ожившей живописи»?
А.П.: Первые попытки работать таким методом были сделаны в начале ХХ века. Так что я ничего не изобретал. Другое дело, что все по-разному используют этот материал. Сейчас в мире найдется порядка 25 аниматоров, которые снимают фильмы по такой технологии. В России я не одинок – человек пять, думаю, наберется.

- За фильм «Старик и море» Вы получили премию «Оскар». Расскажите, как проходила церемония.
А.П.: Все именно так, как показывают с экранов телевизоров: куча камер, куча журналистов, которые обращают внимание только на звезд Голливуда. Наверное, тем, кто знает английский язык и понимает американский юмор, было весело. Я к их числу не принадлежу. Конечно, все пять часов, пока длилась церемония, я очень волновался и переживал. Как оказалось, не зря.

- В основе всех Ваших фильмов произведения классической литературы. Чем объясняется такой выбор?
И не просто классика, а чаще всего неизвестная классика. Себе как писателю я не доверяю, поэтому и беру истории, проверенные временем. Мне нужна крепкая литературная конструкция. В этом плане, моя живопись – органическое средство для тех тем, которые я выбираю. Мои фильмы не детские, не развлекательные. В них я говорю об очень важных вещах, и другим материалом этого не выразишь.

Следующим гостем стал режиссер-документалист Александр Гутман.
Александр Гутман рассказал о своем нелегком пути в кинематограф: от физика-теоретика к оператору, а потом и режиссеру. Причем первые попытки связать свою жизнь с кинематографом связаны с Вологдой. В 1970 году Александр Гутман отправляется в Ферапонтов монастырь, там он впервые видит Фрески Дионисия. Получившимися фотографиями Александр Ильич очень гордился и показал их отцу – известнейшему кинорежиссеру документального кино. Тот сложил их аккуратно в стопочку и …порвал: «Хорошая бумага, хорошо рвется!».

Было тяжело, но не настолько, чтобы Александр отказался от своей идеи. В 1986 году он едет на Чернобыльскую АЭС. Желающих присоединиться к смелому режиссеру не оказалось. Но он находит выход: литр спирта ежедневно на каждого и – бригада осветителей в его распоряжении. «Вот такая полупьяная компания и работала над фильмом». Потом последовал ряд киножурналов, которые тоже славу режиссеру не приумножили. «Первый фильм, за который мне не стыдно, - «Круг». Ему присвоили четвертую категорию, то есть без денег и на полку». А дальше все стало на свои места.

Для вологодских зрителей режиссер приготовил два фильма: «Тело без головы или бодибилдинг» (1986) и «Солнечная сторона трассы» (2005). Желающих продолжить общение с Александром Гутманом было много, но вологжан еще ждала встреча с его коллегой Андреем Эшпаем.

Режиссер рассказал о своей работе над фильмом «Иван Грозный», съемки которого помешали ему приехать на кинофестиваль в прошлом году. Сейчас фильм находится на стадии монтажа и озвучивания, закончить которые планируется к маю. «Иван Грозный» - масштабная историческая драма в 16-ти сериях, показывающая жизнь царя с рождения до смерти. О личности Ивана IV историки спорят до сих пор, очень уж противоречивая и сложная это фигура. Фильм – тоже режиссерская трактовка личности, событий периода русского Средневековья. В роли архимандрита Пимена, кстати, снялся актер вологодского драматического театра Леонид Рудой.

Зрителям Андрей Эшпай показал документальный фильм про своего отца – известного композитора Андрея Яковлевича Эшпая. Несколько лет назад режиссер случайно нашел старые отцовские пленки 1958-1972 годов, на которых запечатлена не только его семья, но и многие известные композиторы – Шнитке, Шостакович, Хачатурян… Чудом сохранившиеся архивные кадры удалось частично восстановить. Соединив их с современными съемками и симфонической музыкой, Андрей Эшпай-младший создал необычный и проникновенный фильм «Река времен».
 

Влада Шиловская
Анастасия Соколова

Теги: Фрески Севера

Новости по теме