30 ноября вологжане встречали режиссеров Александра Петрова, Александра Гутмана и Андрея Эшпая
Вологодским зрителям показали два последних фильма Александра Петрова:
«Старик и море» и «Моя любовь». Перед просмотром режиссер рассказал о
специфике своей деятельности: оказывается, на создание мультфильма в
технике «ожившая живопись» (поток мазков масляными красками, из которых
создается действие) уходит несколько лет. Во-первых, эти картины –
произведения одного автора, одного режиссера. И даже если другие
художники принимают участие в работе, им какое-то время необходимо
«притереться» пальцами – ведь рисуются фильмы руками. По словам
Александра Константиновича, это что-то вроде вышивания крестиком. С
момента появления первой ленты прошло около 20 лет, но за это время
режиссер снял всего 5 фильмов – такими темпами создается «ожившее» кино.
Беседа с Александром Петровым продолжилась и после показа мультфильмов:
- Кто является изобретателем техники «ожившей живописи»?
А.П.: Первые попытки работать таким методом были сделаны в начале ХХ
века. Так что я ничего не изобретал. Другое дело, что все по-разному
используют этот материал. Сейчас в мире найдется порядка 25 аниматоров,
которые снимают фильмы по такой технологии. В России я не одинок –
человек пять, думаю, наберется.
- За фильм «Старик и море» Вы получили премию «Оскар». Расскажите, как
проходила церемония.
А.П.: Все именно так, как показывают с экранов телевизоров: куча камер,
куча журналистов, которые обращают внимание только на звезд Голливуда.
Наверное, тем, кто знает английский язык и понимает американский юмор,
было весело. Я к их числу не принадлежу. Конечно, все пять часов, пока
длилась церемония, я очень волновался и переживал. Как оказалось, не
зря.
- В основе всех Ваших фильмов произведения классической литературы. Чем
объясняется такой выбор?
И не просто классика, а чаще всего неизвестная классика. Себе как
писателю я не доверяю, поэтому и беру истории, проверенные временем. Мне
нужна крепкая литературная конструкция. В этом плане, моя живопись –
органическое средство для тех тем, которые я выбираю. Мои фильмы не
детские, не развлекательные. В них я говорю об очень важных вещах, и
другим материалом этого не выразишь.
Следующим гостем стал режиссер-документалист Александр Гутман.
Александр Гутман рассказал о своем нелегком пути в кинематограф: от
физика-теоретика к оператору, а потом и режиссеру. Причем первые попытки
связать свою жизнь с кинематографом связаны с Вологдой. В 1970 году
Александр Гутман отправляется в Ферапонтов монастырь, там он впервые
видит Фрески Дионисия. Получившимися фотографиями Александр Ильич очень
гордился и показал их отцу – известнейшему кинорежиссеру документального
кино. Тот сложил их аккуратно в стопочку и …порвал: «Хорошая бумага,
хорошо рвется!».
Было тяжело, но не настолько, чтобы Александр отказался от своей идеи. В 1986 году он едет на Чернобыльскую АЭС. Желающих присоединиться к смелому режиссеру не оказалось. Но он находит выход: литр спирта ежедневно на каждого и – бригада осветителей в его распоряжении. «Вот такая полупьяная компания и работала над фильмом». Потом последовал ряд киножурналов, которые тоже славу режиссеру не приумножили. «Первый фильм, за который мне не стыдно, - «Круг». Ему присвоили четвертую категорию, то есть без денег и на полку». А дальше все стало на свои места.
Для вологодских зрителей режиссер приготовил два фильма: «Тело без головы или бодибилдинг» (1986) и «Солнечная сторона трассы» (2005). Желающих продолжить общение с Александром Гутманом было много, но вологжан еще ждала встреча с его коллегой Андреем Эшпаем.
Режиссер рассказал о своей работе над фильмом «Иван Грозный», съемки которого помешали ему приехать на кинофестиваль в прошлом году. Сейчас фильм находится на стадии монтажа и озвучивания, закончить которые планируется к маю. «Иван Грозный» - масштабная историческая драма в 16-ти сериях, показывающая жизнь царя с рождения до смерти. О личности Ивана IV историки спорят до сих пор, очень уж противоречивая и сложная это фигура. Фильм – тоже режиссерская трактовка личности, событий периода русского Средневековья. В роли архимандрита Пимена, кстати, снялся актер вологодского драматического театра Леонид Рудой.
Зрителям Андрей Эшпай показал документальный фильм про своего отца –
известного композитора Андрея Яковлевича Эшпая. Несколько лет назад
режиссер случайно нашел старые отцовские пленки 1958-1972 годов, на
которых запечатлена не только его семья, но и многие известные
композиторы – Шнитке, Шостакович, Хачатурян… Чудом сохранившиеся
архивные кадры удалось частично восстановить. Соединив их с современными
съемками и симфонической музыкой, Андрей Эшпай-младший создал необычный
и проникновенный фильм «Река времен».
Влада Шиловская
Анастасия Соколова