Живые традиции народной культуры

Чуть более 2-х месяцев назад гостеприимно распахнул для посетителей свои двери Барский дом историко-этнографического музея «Усадьба Галльских». Настоящим подарком для горожан к Дню металлурга стала открытая в нем экспозиция «История семьи – история России» и выставка из частного собрания «Народное искусство в «Усадьбе Галльских». И вот новый подарок, приуроченный к 20-летию самого музея, - научно-практическая конференция «Роспись по дереву. Традиции и современность», подготовленная научными сотрудниками Череповецкого музейного объединения при поддержке городской администрации и ОАО «Северсталь».

Конференция прошла в одном из красивейших отделов Череповецкого музейного объединения - историко-этнографическом музее «Усадьба Гальских» 1-2 октября. В работе конференции приняли участие ведущие специалисты в области народного искусства из Санкт-Петербурга, Архангельска, Вологды, Череповца, Великого Устюга, Кириллова, Харовска, Верховажья. Все участники единодушно отметили важность этого события. Впервые собрались вместе искусствоведы, историки, этнографы, художники и мастера традиционной народной росписи по дереву Русского Севера, чтобы обсудить современное состояние одного из самых ярких и самобытных видов прикладного народного искусства. Конференция проходила в течение двух дней. В первый день на чтениях были представлены доклады, раскрывающие красоту и своеобразие росписей: исторические справки, обзоры музейных коллекций, описания отдельных памятников, новые находки и методы исследования.

Пленарное заседание открыл директор программ в государственной и социальной сферах Московской школы управления СКОЛКОВО, коллекционер Алексей Германович докладом «Частная коллекция и современный музей». Алексей Андреевич сообщил слушателям историю формирования своей коллекции. С интересом были встречены присутствующими предложения о совместной просветительской деятельности музейщиков и частных коллекционеров, которая, несомненно, расширит возможности возрождения древнего ремесла росписи. Алексей Андреевич отметил необходимость вернуть уникальные памятники в жизнь, приблизить их через выставки в самых необычных местах, с тем, чтобы их могли постоянно видеть люди. Доступность памятников поможет, по его мнению, постижению их красоты и философской глубины.

Ангелина Глебова, многие годы возглавлявшая работу по изучению и практическому освоению редких росписей в студии росписей при художественном отделе Вологодского музея-заповедника, представила доклад «Историческая справка о коллекциях «гаютинских» росписей и росписей «шекснинская золоченка» в фондах Вологодского государственного музея-заповедника». Современные методики освоения этих уникальных росписей представили в своих докладах Любовь Корчагова («Шекснинская золоченка») и Ольга Гладышева («Гаютинская роспись»).

Большой интерес вызвал доклад народного мастера их Архангельска Людмилы Щеголихиной «Расписные короба Архангельской области конца ХХ – начала ХХI века». Уникальность современного этапа развития северодвинской росписи достойна пристального внимания исследователей, но осложнена тем, что большинство памятников этого периода находится за границей. Людмила Михайловна иллюстрировала свое сообщение редкими фотографиями расписных коробов 1980-х – 2000-х годов из личного архива.

С большим интересом был встречен доклад Юлии Тереховой, магистра реставрации из Санкт-Петербурга «Домовые росписи Русского Севера: новые находки и методика исследования». Молодой исследователь объехал большие и маленькие музеи, хранящие в своих фондах коллекции росписей Русского Севера, исследовал уникальные памятники в труднодоступных районах Вологодской и Архангельской областей. Результатом сравнительного анализа большого количества материала явились выводы о предполагаемых путях распространения росписей, высказаны предположения об авторстве некоторых из них.

В рамках публикации отдельных памятников сотрудники Кирилло-Белозерского музея-заповедника представили интереснейший материал: «Расписной интерьер из деревни Займищи Кирилловского района Вологодской области» (Людмила Петрова) и «Росписи дома из деревни Ратибор Кирилловского района Вологодской области» (Ирина Романова).

Сотрудник Череповецкого музейного объединения Ирина Лужинская подготовила материал о редких малоизученных церковных росписях Череповецкого и Белозерского районов («Графические росписи конца ХVII-начала XVIII века на церковных предметах и народного быта»). Художник из Великого Устюга Ирина Прудникова раскрыла своеобразие современного этапа развития великоустюжских росписей. Галина Петрова (Харовский Центр традиционной народной культуры) ознакомила присутствующих с трактовкой образа льва в росписях Харовского района. Многие из представленных научных изысканий ввели в научный оборот новые, ранее неопубликованные факты.

Не менее важным этапом на пути сохранения древних традиций является обучение приемам росписи. Своими наработками в области практического освоения росписей Русского Севера поделились мастера-педагоги. Особенно ценные методические пособия разработаны Татьяной Горбатовой из п. Верховажье Вологодской области (Кичменгско- Городецкие росписи) и Любовью Корчаговой из Вологды («Шекснинская золоченка»).

Теме практического освоения традиционных росписей был посвящен второй день работы конференции. В барском доме Усадьбы Гальских развернулись творческие мастерские мезенской, глубоковской, харовской, кичменско-городецкой, гаютинской, шекснинской, волховской росписей. Уникальность мастер-классов заключалась в том, что все желающие могли увидеть подлинные образцы, представленные на выставке «Народное искусство в «Усадьбе Гальских» из частного собрания А. Германовича, и сразу же попробовать воспроизвести понравившиеся росписи под руководством опытных художников, мастеров, педагогов. Среди участников мастер-классов - практикующие педагоги учреждений дополнительного образования Череповца, научные сотрудники музея, воспитанники детского дома № 4, жители города. Более 100 человек за один день приобщились к древнему ремеслу росписи.

В Доме управляющего осваивали инновационные технологии – роспись цветным песком (опыт Швеции). Здесь «колдовали» над созданием ярких цветных картин дети и взрослые под руководством Маргариты Алексеевой (г. Санкт-Петербург).

Подводя итоги научно-практической конференции, участники единодушно выразили благодарность в адрес ее организаторов, подчеркнули необходимость проведения подобных мероприятий. Особые слова благодарности были высказаны в адрес ее вдохновителя – Алексея Германовича. Его коллекция расписных прялок и дуг расширила представление специалистов и любителей искусства о северодвинских росписях, ввела в научный оборот ранее неизвестные, уникальные памятники Вологодской и Архангельской области. Слова благодарности были высказаны в адрес руководства ОАО «Северсталь», без финансовой поддержки которой осуществление проекта было бы не возможно.

Заведующая художественным отделом Вологодского государственного музея-заповедника А. Глебова отметила значимость конференции. Ее участники подвели итоги изучения и возрождения традиционной росписи Вологодской области за несколько десятилетий и наметили пути дальнейшего сохранения «ниточки традиций», чистоты художественного языка. А. Глебова предостерегла собравшихся от размывания границ традиции, смешивания различных приемов. Изучение и возрождение северных росписей осуществлялось в течение 30 лет в студии росписи при Вологодском музее-заповеднике. Более трети ее воспитанников стали мастерами народных художественных промыслов, преподавателями. Именно на них лежит ответственность за передачу традиции в ее первозданной чистоте. Музеи при этом должны взять на себя функцию фиксации возрождаемых и сохраняемых ремесел, отслеживать положительные тенденции и отсекать несущественное, нехарактерное. В контексте этих задач становится понятной необходимость постоянных встреч специалистов-исследователей и специалистов-практиков, обмен информацией.

Конференция приурочена к 20-летию создания историко-этнографического музея «Усадьба Гальских» и стала хорошим подарком ко Дню рождения. Участники и гости конференции тепло поздравили радушных хозяев и преподнесли в дар музею печатные издания, изделия мастеров народных художественных промыслов.

Наталья Лопатенко,
главный специалист историко-этнографического музея «Усадьба Гальских»

 
 




Теги: усадьба Гальских

Новости по теме