«Осенние встречи с польской культурой»

16-18 октября 2009 года в Вологодской области состоялись «Осенние встречи с польской культурой». В эти дни в учреждениях культуры Вологды и Череповца прошли концерты классической музыки, показы польских кинофильмов, открылись художественные выставки. В мероприятиях приняла участие польская делегация во главе с Генеральным консулом Республики Польша в Санкт-Петербурге Ярославом Дроздом. В ее составе сотрудники Генерального консульства Республики Польша в Санкт-Петербурге, представители Министерства культуры и национального наследия Республики Польша, специалисты кружевного центра города Бобова. Организаторами Дней польской культуры выступили Генеральное консульство Республики Польша в Санкт-Петербурге и Правительство Вологодской области.

Официальное открытие «Осенних встреч с польской культурой» с участием Генерального консула Республики Польша в Санкт-Петербурге Ярослава Дрозда состоялось 16 октября в Вологодской областной государственной филармонии им. В.А. Гаврилина. У двух наших стран есть много общего – это и славянские корни, и любимые писатели и музыканты; в истории Вологодчины есть страницы, связанные с Польшей: первый почетный гражданин города Вологды губернатор Станислав Хоминский имел польские корни.

После торжественных речей в честь открытия Дней польской культуры состоялся концерт классической музыки. Польская классическая музыка в значительной степени сформировалась под влиянием традиций романтизма. Ее основоположником считается Фредерик Шопен, 200-летие со дня рождения которого музыканты и любители музыки будут отмечать в следующем году. Соединение романтических мотивов и польского фольклора характерны как для Фредерика Шопена, так и для другого польского композитора - Станислава Манюшко, автора национальных опер и цикла песен. Кроме произведений этих авторов прозвучала музыка М. Карловича, Дж. Пуччини, Дж. Верди, И. Кальмана и других. Настоящий праздник подарили вологжанам солисты - лауреаты международных конкурсов: солистка Санкт-Петербургского государственного Театра музыкальной комедии Катажина Мацкевич (сопрано), солист музыкального театра «Северная Венеция» и государственного музыкального театра «Зазеркалье» Санкт-Петербурга Станислав Леонтьев (тенор), выпускник Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Даниил Рабовский (фортепиано).

17 октября в Камерном театре Череповца состоялся концерт польских артистов. В фойе театра была презентована выставка польского плаката. Первый в мире Музей плаката, открытый в 1968 году как отдел Национального музея в Варшаве, представил экспонаты периода с конца XIX века до настоящего времени из коллекции, насчитывающей более 55 тысяч наименований.

В этот же день в Вологодской областной универсальной библиотеке состоялся научный семинар, посвященный современным реставрационным технологиям. В нем участвовали эксперты Министерства культуры и национального наследия Республики Польша. Польские специалисты поделились опытом работы в области восстановления, сохранения и использования объектов культурного наследия.

В Музейно-творческом центре "Дом Корбакова" 17 октября открылись сразу две выставки: «Польская графика первой половины XX века» и «Варшавская графика». Произведения для экспозиции были привезены из разных музеев, галерей, творческих мастерских художников. Открывал выставку Первый советник, руководитель отдела культуры и науки Генерального консульства Республики Польша в Санкт-Петербурге Цезары Карпиньски: «Мы привезли выставку «Польская графика первой половины XX века», потому что этот исторический период насыщен разными событиями, и мы хотели показать, как это отразилось на графике. Выставка подготовлена при участии Национального музея в Варшаве. Представленные работы являются базисом для творчества молодых художников.

Вторая выставка представляет работы молодых современных графиков, которые работают только в Варшаве. Одна из галерей этого города проводит ежегодный конкурс графических произведений, и здесь представлены работы его лауреатов. С точки зрения развития современной графики это очень интересные произведения».

Среди художников первой половины XX века известны Станислав Выспяньский, Ян Станиславский, Фердинанд Рущиц, Витольд Войткевич, Юзеф Мехоффер, Войцек Вайс, Франтишек Седлецки. Их рисунки, графические и живописные работы насыщены характерными для эпохи модернизма настроениями. Экспозиция будет работать до 1 ноября.

Кроме музыки и изобразительного искусства польская делегация привезла кинематографические работы – фильмы «Шопен. Желание любви» (режиссер Ежи Антчак), «Жасмин» (режиссер Ян Якуб Кольски), «Малая Москва» (режиссер Вальдемар Кшистек). Эти картины были представлены в Вологде в кинотеатре «Салют» и в Череповце в Доме музыки и кино.

«Осенние встречи с польской культурой» позволили вологжанам не просто прикоснуться к культуре другой страны и перенять положительный опыт работы, но и укрепить дружеские отношения.

Цезары Карпиньски отметил, что сотрудничество с Правительством Вологодской области дает шанс на развитие дальнейших отношений. Пребывая в Вологде, участники польской делегации обсуждали и новые совместные проекты на следующий год, например, участие польских театров в фестивале «Голоса истории».

Подготовила Ирина Сорокина

16 октября в Вологодском музее-заповеднике открылась выставка польского кружева г. Бобово.

В Польшу кружевное дело пришло вместе с приездом королевы Боны Сфорца, жены короля Сигизмунда I, которая была инициатором многих изменений в польской культуре, искусстве и многих других областях жизни. Вместе с королевой в Польшу прибыли итальянские мастера рукоделия. Они обучали различным техникам вышивки и плетения кружева, находившим применение при украшении платьев и литургических облачений.

XVII век принес общий спад интереса к кружевоплетению. Ручные кружева заменили позументом, который производили на мануфактурах. В Польше такая мануфактура была в Городнице около Гродно, где по брюссельским образцам из золотых, серебряных и шелковых нитей производилось кружево.

Наряду с мануфактурами существовали и рукодельные мастерские (Велюнь, Радымно, Бобово), но количество производимого в них кружева не в состоянии было обеспечить рынок в том объеме, как это делали мануфактуры.

Постепенное возрождение интереса к рукодельному мастерству наступает во второй половине XIX века. Тогда плетение кружева развивалось в народном творчестве и обогащалось новыми художественными качествами.

В конце XIX века в Польше возникает множество школ кружевоплетения, например, в Бобово и Закопане, где производство кружева опирается на народное искусство рукоделия, прибегая к примерам из самобытных традиций.

Бобово принадлежит к самым древним поселениям, расположенным в долине реки Бялой, между Тарнувом и Новым Сончем, в 25 км на северо-запад от Горлиц.

Отличительной чертой польского кружева было ленточное строение узора (то есть общий узор образуется двумя или тремя лентами кружева) и геометричность, хотя использовались и растительные мотивы. Для этого типа кружева используются нити различной толщины и цвета, а также льняное полотно, которое вшивается в центр кружева. В польском кружеве чаще всего используется плетение «полотнянка», а также «сетка», которое исполняется иногда двумя цветами.

В конце XIX века помимо народной школы в Бобово была основана профессиональная – Государственная школа кружевоплетения. В ней использовали богатый опыт региона. Во второй половине XIX века Бобово называли «столицей сондецких кружев».

В коклюшечном бобовском кружеве, бесспорно, можно наблюдать характерные региональные мотивы, взятые из природы, стилизованные, упрощенные образы конкретных растений или очертания зверей (например, листья каштана, дуба; астры, тюльпаны, улитки).

С 2000 года в Бобово проводится фестиваль коклюшечного кружева. Город с населением 3 тыс. человек принимает до 4 тыс. гостей. Главным итогом мероприятия организаторы считают возросший интерес к коклюшечному кружеву.
 

Подготовила Влада Шиловская

 
 




Теги: Польша, международное сотрудничество, кружево

Новости по теме