7 марта 2010 года в областном театре кукол
«Теремок» состоялась премьера спектакля «Сказка о
золотой рыбке». Режиссер этой постановки –
заслуженный артист России, лауреат театральной премии «Золотой софит»
Андрей Князьков – рассказал о создании спектакля.
– Андрей Валерьевич, театральная постановка – это всегда интерпретация
произведения автора, что Вы хотели показать в своем спектакле «Сказка о
золотой рыбке»?
– В постановке важен момент, когда режиссер определяет характер персонажей, выстраивает отношения между ними, определяет, почему они поступают так или иначе, и из этого создает историю. В данном случае из «Сказки о рыбаке и рыбке» – истории о скупости – я попытался сделать историю о любви. Если вдуматься, сюжет сказки основан именно на отношениях персонажей: старик и старуха прожили тридцать лет и три года вместе – в любви и согласии. Ради чего старик ходит к рыбке на поклон? Ради того, чтобы у них со старухой все было хорошо. А сама рыбка у нас в спектакле – не то рыбка, не то звезда с неба, исполняющая желания. Таких «рыбок» каждому человеку дается не одна, а несколько, и все зависит от того, как он распорядится этой своей возможностью. У нас именно такая история – старику выпал шанс сделать счастливым себя и свою семью.
В сказке Пушкина характеры героев определены достаточно четко:
несчастный добрый старик и сварливая бабка, мне очень хотелось этого
избежать. Поэтому главные герои сказки у нас как два ребенка: у старухи,
когда она понимает, что старик ее не обманывает и у рыбки можно просить
все, что душе угодно, просыпается азарт. Но в то же время эта парочка
наивна и трогательна. Единственное серьезное существо в спектакле –
рыбка. Это «направляющий» персонаж.
Важно было решить вопрос с авторским текстом – либо закадровый голос,
либо ведущий. Это тоже хотелось сделать по-особому. Поэтому мы придумали
таких персонажей, как односельчане. Действие происходит в рыбацкой
деревне, все жители которого становятся участниками событий.
Односельчане поют народные песни на каждый переломный момент спектакля:
поймал старик рыбку – «Бела рыба встрепенулася», старуха захотела терем
– «Барыня-сударыня», и так далее. Строчки из песен символичны, а главная
идея всего спектакля сосредоточена в словах: «Каково тебе рыба без воды?
Каково тебе девица без молодца жить? А девице без молодца жизнь не
сладка была». Да и сама история начинается с разговора двух влюбленных,
которые хотят быть счастливыми и жить, как в сказке. Но ведь сказки
разные бывают… И вот тут начинается история про старика со старухой.
Этот спектакль лично для меня очень значим. Я по знаку зодиака – рыба, и
как раз 4 марта отмечал свой день рождения в Вологде. А еще за пять дней
до поездки сюда я дома завел огромный аквариум с рыбками, причем это
простое совпадение, но мне кажется, символическое.
– На зрителей какого возраста рассчитан спектакль?
– В своих постановках стараюсь сделать так, чтобы каждый зритель
«считывал» свой слой. Для детей здесь – красивая сказка с яркими
декорациями и смешными бытовыми сценами. Взрослые поймут историю о
любви, ту смысловую нагрузку, что несут песни. В спектакле «Мишук»
(авторы пьесы по мотивам произведения В. Белова – А. Князьков, К.
Черкасская; режиссер – заслуженный артист России А. Князьков; художник –
заслуженный деятель искусств России А. Алексеев; композитор – В. Антипин
– прим. автора), который я ставил в «Теремке» в 2008 году, я тоже
старался, чтобы история была интересна и детям, и взрослым. Да и многие
телевизионные спектакли я ставил по этому принципу. Пока все получалось.
Что хорошо в этих постановках, что человек посмотрел спектакль – понял
одно, пришел через какое-то время – «считал» что-то другое. Эти
спектакли раскрываются в самом человеке.
– А как Вам работается в театре «Теремок»?
– Я чувствую себя здесь как дома. Режиссеру важно, чтобы его понимали –
здесь меня понимают. «Сказка о золотой рыбке» – это уже вторая моя
постановка в «Теремке». Первый спектакль – «Мишук» – с большим успехом и
сейчас идет в «Теремке». Мне предложили поставить его и в
Санкт-Петербургском Большом театре кукол. В этой постановке я не только
режиссер, но и актер.
Каждому режиссеру очень важно найти свою команду – тех людей, с которыми
ему легко работать. Вот у меня уже есть «свой» композитор Владимир
Антипин, с которым мы сделали несколько постановок. В этот раз мне
посчастливилось работать с талантливой художницей Анастасией Кардаш.
А сам спектакль «Сказка о золотой рыбке» огромный – в нем занято девять
человек, и на сцене они должны все делать четко по музыке. Здесь меня
понимают, и на сцене я вижу именно то, что задумывал.
– Какие у Вас творческие планы на весну?
– У меня в Санкт-Петербурге свой театр пластики «HAND MADE». Я в Вологде
ставлю спектакль, а мои ребята в это время уехали в Киев на презентацию.
4 апреля у нас премьера – «Viva, Италия!». Еще я готовлю драматический
моноспектакль по произведению Генриха Белля «Глазами клоуна» для
молодого талантливого актера Сергея Янковского. Премьера состоится
летом. А 16-17 апреля я снова буду в Вологде с гастролями «Чемодан-дуэта
«КВАМ».
Справка: Андрей Князьков окончил Санкт-Петербургскую государственную
академию театрального искусства, класс Л. А. Головко. 20 лет работал
актером Большого театра кукол (Санкт-Петербург). Ведет детскую
еженедельную передачу «Клуб знаменитых хулиганов» на телеканале
«Петербург - 5 канал», его персонаж – пес Бублик. Преподает в СПбГАТИ.
В 2007 году из числа своих учеников и единомышленников он создал в
Санкт-Петербурге театр – «HAND MADE», который, несмотря на свой юный
возраст, уже неоднократно с успехом выступал на главной сцене страны – в
Кремле, представлял Россию на театральных форумах в Германии, Финляндии,
Италии, был в Каннах, на Веницианском фестивале,и других странах. Еще
один известный проект Андрея Князькова создан вместе с актером Алексеем
Мельником – «Чемодан-дуэт «КВАМ», обладатель Гран-при IV Международного
фестиваля смеха в г. Касабланка. Этот дуэт в 2006 году уже побывал с
гастролями в Вологде и в апреле вновь планирует порадовать вологодскую
публику яркими выступлениями для детей и взрослых.