12+

Александр Пантелеев сегодня

В день рождения заслуженного художника РСФСР Александра Пантелеева, состоялось открытие выставки его живописных работ «Индустриальная тема». По традиции экспозиция располагается в мемориальной мастерской художника. Выставка приурочена к 20-летию со дня смерти Александра Пантелеева, который вошел в историю отечественного изобразительного искусства именно как ведущий мастер индустриального пейзажа.

Открыла выставку кандидат искусствоведения, заместитель директора ВОКГ по научной работе Ирина Балашова. Ирина Борисовна не просто изучила досконально индустриальную тему в творчестве художника, но и защитила по ней кандидатскую диссертацию. Кроме того, огромную роль в ее исследованиях сыграло и личное знакомство с Александром Пантелеевым.

В 1976 году по приглашению Владимира Корбакова Александр Васильевич переехал из Уфы в Вологду, где жил и работал до самой смерти (1990 г.). Художник сразу включился в культурную жизнь города, в 1977-1983 и 1987-1989 годах он возглавлял вологодскую организацию Союза художников России и очень много сделал для развития культуры и искусства в крае. Недаром теплыми словами об этом удивительном человеке отзывались его современники Владимир Корбаков, Николай Мишуста, Виктор Сысоев. И после своей смерти художник остался в сердцах вологжан, которые хранят об Александре Васильевиче светлые воспоминания и не дают забыть имя этого талантливого человека. За последние 20 лет Вологодская областная картинная галерея организовала 17 выставок работ Александра Пантелеева. Все эти экспозиции были тематические, потому что творчество этого художника очень многоплановое, разносюжетное, затрагивающее много проблем. Здесь были выставки, посвященные французским традициям в творчестве Пантелеева, итальянской теме, пушкинской, экологической и многим другим. Каждая такая выставка – это очередная глава в творчестве художника.

Новая выставка раскрывает в работах Александра Пантелеева индустриальную сторону нашей жизни. В экспозиции представлено 13 полотен, но по своей значимости они очень весомы. Две из представленных картин не относятся к индустриальной теме – это «Автопортрет с листьями» (всего за свою жизнь художник написал два автопортрета и оба находятся в коллекции ВОКГ) и «Притча о рыбе».

В собрании картинной галереи насчитывается около двадцати работ Александра Пантелеева на индустриальную тему, но из-за больших размеров все их включить в экспозицию не удалось. На его картинах изображены монументальные виды Череповецкого металлургического завода, комбинатов нефтехимии в Башкирии, есть уникальные полотна цикла о роботах «Чин непредвидения», а также две серии графических рисунков «По индустриальной ГДР» и «Азов-сталь». Первый законченный индустриальный пейзаж Пантелеева появился в 1956 году. Остальные работы этой жанровой тематики написаны в период с 1957 по 1989 год. Всего в собранном Ириной Балашовой каталоге насчитывается 104 полотна, посвященных индустриализации, – это индустриальные пейзажи и картины с изображением роботов (9 работ). А всего у Александра Васильевича около 500 разноплановых произведений. Многие из них хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, музеях городов Уфы, Свердловска, Перми, Тюмени, где он начинал свою творческую деятельность.

Если рассматривать работы Пантелеева с искусствоведческой точки зрения, то, как отметила Ирина Балашова, его индустриальные пейзажи можно классифицировать по трем типам. Первый – это ранний пейзаж в импрессионистической манере уфимского периода, когда индустрия гармонично вписывалась в природную среду. Второй – синтетический идеализированный пейзаж, здесь индустрия представлена идеализировано, как образ будущего, художник верил, что за этими объектами будущее. Третий - развивающий тип синтетического пейзажа, устанавливающий равновесие природного и индустриального начал. Он стал преобладать в работах вологодского периода.

В 1980-е Пантелеев передал свой личный архив Ирине Балашовой, зная заранее, что записи не пропадут, а обретут свою жизнь. Так и случилось. Ирина Борисовна неоднократно обращалась к ним, воссоздавая образ художника и человека на его выставках, в своих научных статьях. Ее исследования легли в основу интересной диссертации, где она не только рассматривает творчество Александра Пантелеева на индустриальную тему, но и задается вопросами, какое влияние эта тема оказала на его личность, какие мысли мастер хотел передать в картинах, от чего предостеречь, на что обратить внимание, о том, какое воздействие на Александра Васильевича оказали работы об индустриальном обществе различных художников и писателей. Кроме того, в архиве Пантелеева сохранилась переписка с его учителем Борисом Федоровичем Лалетиным, которую Ирина Балашова планирует опубликовать отдельным изданием. Ну а имя Александра Пантелеева точно будут помнить, его работы будут знать и ценить, а картинная галерея еще не раз порадует своих посетителей выставками полотен этого талантливого художника, тем более что идеи для новых экспозиций уже есть.

Ирина Сорокина