12+

Французская мода через объектив фотоаппарата

Франция стала ближе к Вологде благодаря новой выставке «Меняющийся образ меняющейся моды» - «Image changeante de la changeante», открытие которой состоялось 14 апреля 2010 года в художественном отделе Вологодского музея-заповедника.

Выставка организована в рамках Года России во Франции и Франции в России. Этот проект в Вологде представил музей «Московский Дом фотографии» Мультимедийного комплекса актуальных искусств.

Экспозиция состоит из двух разделов – яркие красочные фотографии Франсуазы Югье из серии «Забывая о моде» и мрачные черно-белые снимки Жерара Юфера из серии «Материя грез». Казалось бы, такие разные, но в то же время и такие близкие, коллекции фотографий двух разных художников объединяет Ее Величество Мода. И даже не сама мода в полном ее смысле, а то, что она скрывает, что не всегда удается увидеть обычному поклоннику этого вида искусства. Именно такие скрытые моменты заметили и показали через объектив фотоаппарата Франсуаза Югье и Жерар Юфера.

Каждая фотография – особая философия, каждый элемент на ней окутан тайной. Показана не просто модель и новое платье от кутюрье, а то, как эта модель подает это платье, как непроста подготовка к самой церемонии показа. Через эти фотографии раскрываются не столько одежда, сколько жизнь через одежду – каждый элемент, каждый жест олицетворяет особую атмосферу этой индустрии.

В экспозиции представлено 52 фотографии, которые не только рассказывают о наиболее интересных моментах в истории французских Домов Мод, но и раскрывают философию моды.

Чёрно-белые фотографии Жерара Юфера знакомят с коллекциями прет-а-порте и высокой моды таких известных кутюрье, как Валентино, Джанфранко Ферре, Жана-Поль-Готье, Джона Гальяно, Кристиана Лакруа, Виктора & Рольфа, Сони Рикель и других дизайнеров. Эти коллекции демонстрировались в Париже, Милане, Лондоне, Нью-Йорке и получили высокую оценку специалистов. А цветные фотографии Фрацуазы Югье показывают во всех красках элементы костюма. Автор имеет особую тональность в работе с цветом. И фотография не столько цветная, сколько световая, с использованием возможностей и цвета, и света – такая своеобразная игра с доведением до абсурда, до абсолюта.

Благодаря этим фотографиям древние стены Вологодского кремля приобрели новое «звучание», а атмосфера приблизилась к современности. Заместитель директора музея «Московский Дом фотографии» Елена Мисаланди на открытии выставки отметила: «Это наш первый опыт общения с Вологдой, и он удался. На этой выставке мы представляем вам своих любимцев. С Франсуазой Югье и Жераром Юфера мы работам с 2001 года. Эти авторы – постоянные участники всех наших фестивалей и проектов, которые мы возим по городам России. И мы рады, что сотрудничество с Вологдой мы начали именно с этой выставки. Само пространство Вологодского кремля, суровые аскетичные стены продиктовали свои правила игры, и выставка этих фотографов здесь разместилась очень удачно».

Выставка «Меняющийся образ меняющейся моды» будет работать в художественном отделе Вологодского музея-заповедника до 30 мая.

Ирина Сорокина

Для справки:
Франсуаза Югье – один из лучших репортажных фотографов в мире: в 1993 году она стала лауреатом престижной премии World Press Photo, ее документальный фильм «Journée Ordinaire» показывали в 1990 году в Каннах. И в то же время она один из известнейших в мире фэшн-фотографов. В 1999 году увидела свет книга Югье «Sublimes», в которую вошли снимки, сделанные в течение пятнадцати лет на дефиле высокой моды. На фестивале «Мода и стиль в фотографии-2007» фотосерия Югье «Забывая о моде», посвященная дому Лакруа, стала одним из самых ярких явлений проекта.

«Забывая о моде»: «Модели не видно!» И это правда: на фотографиях Франсуазы Югье не видно модели в полном смысле слова. В общем, трудно сказать, фотографировала ли Франсуаза Югье целое пальто, всё платье или брюки целиком. Взгляд рассеивается, и зритель видит уже совсем другую картинку. Франсуаза изобрела свой собственный стиль, «почерк Югье»: это ее знаменитое диагональное кадрирование, кривое и перевернутое – знак ее творческой манеры. Снимая с нижней точки, Франсуазе Югье удалось схватить геометрию пространства моды.

Она обрезает тела манекенщиц и моделей таким образом, что они почти всегда оказываются без головы. Югье придумывает этим телам новую сумасшедшую жизнь, жизнь, «потерявшую голову».

По материалам статьи Жерара Лефора

Жерар Юфера — один из самых известных и ярких современных французских фотографов. С 1984 Жерар Юфера сотрудничает с изданиями Liberation, Telerama, Fortune, Business Week, Time magazine, Time Independent magazine, New-York Times magazine, Jardin de mode, Le Speccio della Stampa, Marie Claire (Италия), Le Monde, View Point, Fashion и др.

С 1993 года является членом агентства «Rapho». Параллельно с фотожурналистикой Юфера работает как портретист и продолжает свои персональные творческие изыскания, результатом которых становится выпуск книг и реализация выставок в самых разных странах. Его работы вошли в собрания различных музеев, таких как Европейский Дом фотографии в Париже, Национальная Галерея в Лондоне, Музей д’Элизе в Лозанне, собрание Хенкеля в Германии и т.д. Работы Жерара Юфера были неоднократно отмечены международными премиями и призами.

Несколько лет назад Жерар Юфера получил мировую известность благодаря своей серии снимков крупнейших оперных театров мира. Только что вышла в свет его новая книга «Материя грез», представившая его в новом амплуа — фотографа моды. Предисловие к книге написали Кристиан Лакруа и Сара Моуэр.

По материалам статьи Кристиана Лакруа