Анастасия Лапсуи – уникальный режиссер документальных и игровых фильмов о жизни северных народов России. В программу «Европейский экспресс» включен ее фильм «Пудана, последняя в роду». Эта картина о маленькой ненецкой девочке, которую против ее воли забирают из вигвама в школу-интернат в глухую русскую деревню. Вынужденная приспосабливаться к другой культуре и обычаям, к языку, которого не знает, девочка восстает против попыток превратить ее в русскую. После нескольких конфликтов Неко решает сбежать вместе со своей ненецкой одноклассницей, чтобы вернуться к своей семье, прежней жизни в родном вигваме, но побег детей через леса и тундру заканчивается неудачей. Премьера фильма состоялась в 2010 году в рамках Берлинского кинофестиваля.

О себе и о создании картины Анастасия Лапсуи рассказала на пресс-конференции 6 июля.

Я родилась и долгое время жила в тундре, на полуострове Ямал, в Ямало-Ненецком автономном округе, по национальности я ненка. 26 лет я была корреспондентом на окружном радио в городе Салехарде на полуострове Ямал, и пять лет я работала специальным корреспондентом по Канаде, Гренландии, Скандинавии и по Ямалу в московском журнале «Северные просторы». В 1989 году к нам на Ямал приехала финская группа, они делали документальный фильм «Я есть» о народах, живущих по полярному кругу вверх, об их традициях, обычаях и верованиях. В то время окружной комитет партии давал иностранцам местного сопровождающего, который не только водил по местности, но и консультировал по различным вопросам, связанным с этим народом. И я стала таким сопровождающим для этой группы. После 20-ти дней работы режиссер мне сказал, что если он будет еще раз снимать фильм, то хотел бы меня видеть своим помощником здесь, на Ямале. И я стала работать администратором этой творческой группы. Появился сценарий фильма «В образе оленя по небосклону». На монтаж фильма режиссер Маркку Лехмускаллио пригласил в Финляндию, и там наши взгляды на материал разошлись, я отстояла свою точку зрения. Фильм получился хороший и с того момента я стала сорежиссером Маркку Лехмускаллио. И с начала 90-х я живу в Финляндии, и финский кинофонд финансирует съемку моих фильмов про Российский север, и каждые полтора года выходит новая картина. Каждый раз это ненецкий фильм среди оленей, тундры, не стал исключением и «Пудана – последняя в роду», который я привезла в Вологду.

«Пудана» – это ненецкое название моего фильма, в переводе с нашего языка обозначает «последняя». Вообще этот фильм должен был называться «Надежда», на эту девочку надеялись все – родители, школа, бабушка, старый шаман. Но для английского языка наше ненецкое слово, обозначающее «надежда», не совсем благозвучно, поэтому нам пришлось переименовать фильм.

Я всегда долго ищу актеров для своих фильмов, у нас же там нет театра, поэтому найти актера сложно. На первый свой художественный фильм «Семь песен из тундры» на 97 актеров у меня было 3 тысячи кандидатов из 35 тысяч ненцев. А когда я начала искать девочку на главную роль в этом фильме, я побывала в разных школах-интернатах. Я нашла ее совсем случайно, в Ярселе в школе на перемене увидела такую картину: дети кричат, дразнят девочку. Подхожу и вижу – стоит девочка, крепенькая, круглолицая, в понятии ненцев красавица. Девочка училась тогда в четвертом классе, зовут ее Александра Окотетто. Была проблема с поиском шамана, старый ненец, с которым мы договорились, что он сыграет эту роль, отказался за день до съемок. Потому что у нас изображать шамана считается грехом. И Григорий Васильевич, который играет старика, согласился на эту роль, мы ее отрепетировали. А на следующее утро тоже отказался. Тогда пришлось мне самой играть.

Ирина Сорокина

Теги: VOICES

Новости по теме