Яркую новизну открытию «Рубцовской осени – 2010» придало участие в нем Губернаторского оркестра русских народных инструментов под управлением заслуженной артистки России Галины Перевозниковой. Выступление большого концертного коллектива на лучшей сценической площадке Вологды, хорошо организованная музыкально-литературная программа, прекрасный вклад в нее заслуженных артистов России Татьяны Петровой (вокал) и Всеволода Чубенко (художественное слово) стали достойным приношением памяти поэта в первый день традиционного, тринадцатого по счету, фестиваля поэзии и музыки «Рубцовская осень».

Приветствуя участников и собравшихся в зале зрителей, начальник Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области Валентина Рацко отметила тот приятный для всех вологжан факт, что рожденная волей народа «Рубцовская осень» от года к году все более широко представляет лучших авторов и исполнителей не только Вологодчины, но и многих регионов России, становясь всеобще любимой. Что бессмертная поэзия и многочисленные песни на стихи Николая Михайловича все ярче, рельефнее, психологически точнее проявляют для нас светотени личности поэта. Что гости сегодняшней встречи – Татьяна Петрова, Галина Перевозникова и Всеволод Чубенко – уже немало лет своим художественным творчеством помогают бережно сохранять память о Николае Рубцове.

Открывая фестиваль «Рубцовская осень», Вологодская область начинает цикл мероприятий, посвященных 75-летию поэта.

Выразительной прелюдией к музыкально-литературной программе стала оркестровая пьеса Алексея Ларина «Поэма памяти Николая Рубцова», в своих музыкальных образах напомнившая впечатления деревенского детства поэта, драматизм его жизненного пути и первые ростки всенародного признания. В конце поэмы неожиданное вокальное соло, как нежная колыбельная матери, прозвучало из уст дирижера Галины Перевозниковой.

Следует отметить большую выразительную роль оркестра в организации всего материала этой программы, названной «И невозможен путь обратный» и впервые представленной на суд слушателя. Он осуществлял аккомпанемент пению, а вернее – работал в равноправном ансамбле с солисткой, а также исполнял ряд интермедий, среди которых особенно запомнилась инструментальная транскрипция рахманиновского романса «Не пой, красавица, при мне».

Сольные номера Всеволода Чубенко и Татьяны Петровой чередовались, сменяя друг друга и показывая все оттенки личности Николая Рубцова.

По традиции в программах «Рубцовской осени» превалировала песня, но на сей раз большой пласт поэтических строк, «озвученных» профессиональным актёром, по-новому показал многие поэтические образы автора. Кроме того, в исполнении Всеволода Чубенко великолепно прозвучали строки Рубцова, пока не использованные в творчестве профессиональных и самодеятельных композиторов, такие как «Я переписывать не стану из книги Тютчева и Фета», «Над горной долиной мерцанье», «Я забыл, как лошадь запрягают…», а потому – оказавшиеся неожиданно новыми для слушателей и словно бы еще раз доказывавшие всю неисчерпаемость завещанного нам наследия поэта-земляка.

Пение Татьяны Петровой пленяет в первую очередь своей искренностью и какой-то особой неподдельностью лирического чувства. Для новой программы «И невозможен путь обратный» она взяла сочинения разных авторов, в основном песни-раздумья, бытовые зарисовки, эскизы разных состояний человека романтического склада души. Прозвучали знакомые мелодии морозовской «Горницы» и «Зимней песни» А. Лобзова, а также песни композитора К. Акимова.

Итак, открытие фестиваля состоялось. В добрый путь, «Рубцовская осень-13»!

Элла Кириллова,
фото Ирины Сорокиной

Теги: Рубцовская осень

Новости по теме