12+

Фотовыставка Сергея Юрова «145 килограммов снега»

«145 килограммов снега» в самом начале весны? Но стоит ли опасаться, что этот снег не растает? Наверно, нет. Ведь снег здесь – всего лишь образ: символ уходящей зимы, символ световой игры, перемен, может быть, даже каких-то особых надежд. И 145 его килограммов вовсе не пугают, потому что это название первой персональной фотовыставки Сергея Юрова в музее «Литература. Искусство. Век ХХ», что открылась 11 марта 2011 года. Выставка проводится в рамках проекта «Новые имена», призванного поддерживать талантливую молодежь города. Проект существует с 2007 года, и данная выставка – девятая.

Самый первый опыт общения с фотоаппаратом у Сергея состоялся еще в школьной юности, когда его мама, журналист тарногской районной газеты «Кокшеньга», учила не просто умело найти кадр, но и проявлять пленку, делать фотографии, как сейчас говорят – по старинке. Затем Сергей учился в ВГПУ на отделении «Журналистика», где и проснулась настоящая любовь к фотографии, за что спасибо преподавателю Олегу Ивановичу Дзюбе. Уроки фотодела так увлекли Сергея, что и дипломную работу он посвятил именно фотографии – «Принцип отбора фотографий для периодических изданий различного типа». Трудовая деятельность без фотоаппарата не обошлась: Сергей работал фотографом в Вологодском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, в областном архиве фотофоновидеоматериалов, а сейчас он свободный художник. Вместе со своими друзьями-коллегами Сергеем Новожиловым и Александром Кошелевым Сергей планирует осуществить проект «Виртуальные фотореконструкции старинной Вологды», где будут панорамные виды города, как картинки из прошлого.

На выставке «145 килограммов снега» нет ни одной фотографии, которая была бы сделана запланированно, постановочно: каждый кадр – спонтанная картинка из жизни, подсмотренная автором. Основная тематика произведений – одиночество и ожидание.

«Для меня каждая фотография – не просто картинка, это текст, посыл. Не хотелось «в лоб» говорить о наших проблемах, но в то же время все, что нужно, здесь подчеркнуто, все читается. Самые значимые работы, что задают тон всей экспозиции, – «Ожидание» и «Общежитие». Это реальность, но не та, что мы видим на страницах гламурных журналов – отутюженная, начищенная с блеском, а такая, какая есть на самом деле», – признается Сергей.

Каждый человек, по сути, в какой-то момент ощущает одиночество – непонимание, желание быть кому-то нужным, полезным, грусть от того, что нет никого рядом, ощущение безысходности. Особую тонкость изображенных чувств подчеркивает то, что фотографии в основном выполнены в черно-белых тонах, и лишь в некоторые из них вкрадывается цвет. Здесь и блоковские мотивы: «Ночь, улица, фонарь, аптека» – одиночество людей в одиночестве предметов, так, в парке одинокая скамейка, колышущаяся от ветра сетка на футбольных воротах, стог сена под грозовыми тучами, стройка с нежилыми домами, заснеженная карусель в ночном парке аттракционов… Но самое страшное – одиночество в глазах людей. Такие минуты проскальзывают, и жизнь после минорных ноток дарит радостные долгожданные звуки счастья. И не нужно забывать, что в твой момент счастья кому-то может быть очень холодно и одиноко, нужна помощь, поддержка. В каждой фотографии не просто грусть, а философия, реалистические сюжеты – жизнь. Можно даже среди этих кадров найти то, на что когда-то падал и твой взгляд – знакомая улица, знакомая картина из жизни, как например, собака, смотрящая в след уходящей женщине, словно ожидая, что та окажется ее хозяйкой и позовет, поманит за собой.

Всего на выставке представлено 23 работы, сделанные за последнее время – в основном в прошлом году, а совсем новые зимой 2011-го. Здесь можно увидеть Вологду, родную для автора Тарногу, Череповецкий и Верховажский районы. Большинство фотографий – пейзажные зарисовки и жанровые картинки. Некоторые из них условно можно назвать портретом или натюрмортом, но только условно, ведь в роли «моделей» – не цветы и фрукты на столе, как обычно принято, а, к примеру, штаны, висящие на веревке в комнате с голыми стенами (кадр, кстати, сделан в ходе одного из свадебных пиршеств).

На открытие выставки собрались друзья и коллеги Сергея. Особую атмосферу мероприятию придала музыка, которая не просто озвучила фотографии, но и заставила задуматься – произведения собственного сочинения исполнил Анатолий Бахметьев, тем самым внеся нотку лиричности и даже немного грусти.

Оценил работы Сергея Юрова и один из мэтров вологодской фотографии руководитель фотоклуба «Северянин» Леонид Стариков: «Мне нравится здесь то, что автор очень тонко чувствует свет. Интересны сюжеты, ведь каждая фотография – это видение автором жизни, его отношение к ней. Отлично подобраны названия к работам. И хочется не просто пробежать глазами, а у каждой фотографии постоять – подумать, поразмышлять. И это очень здорово».

Ирина Сорокина