12+

В Вологде выступил японский ансамбль «Хидэ-Хидэ»

4 апреля 2011 года в Вологодской областной филармонии им. В. А. Гаврилина выступили победители I Международного музыкального турнира «Terem Crossover» (Санкт-Петербург, 2010 г.) – японский ансамбль «Хидэ-Хидэ».

«Хидэ-Хидэ» – это трио молодых исполнителей: Хидэки Оноуэ (сямисэн), Хидэки Исигаки (сякухати) и Камимура Сюхей (фортепиано). Название ансамбля, как пояснила ведущая вечера востоковед Татьяна Наумова, сложилось от созвучия первых иероглифов имен музыкантов. «Хидэ-хидэ» исполняет музыку в сравнительно молодом музыкальном направлении «crossover», что в дословном переводе означает «перекресток» или «пересечение». Crossover предполагает музыкальный синтез, смешение стилей, когда классические произведения исполняются на новых или на народных инструментах, а для фольклорных мелодий создаются классические аранжировки. В 2010 году известная санкт-петербургская группа в стиле «crossover» «Терем Квартет» предложила идею музыкального международного турнира, где ансамбль «Хидэ-Хидэ» занял первое место в соревновании с 70 коллективами из 16 стран мира. Эта победа дала им возможность осуществить гастрольный тур и записать альбом своих аранжировок.

Теплый прием в зале филармонии был для музыкантов очень радостен. Кроме того, они отметили, что Вологда – необыкновенно уютный город. «Это не первый наш приезд в Россию, но до сих пор мы выступали в крупных городах: в Москве, Санкт-Петербурге. И вот впервые у нас появилась возможность познакомиться с «глубинкой» России. Попав в Вологду, я ощутил удивительное чувство спокойствия, которое никогда не встретить в больших городах. Мы в Японии делаем все быстро, у нас очень напряженный ритм жизни, и, попадая в атмосферу такого города, как Вологда, ощущаешь необыкновенное спокойствие и необыкновенный комфорт. Это очень уютный и очень гостеприимный город», – рассказал флейтист Хидэки Исигаки.

Программа «Ностальгия», которую представили японские музыканты, прежде всего, отдает дань памяти и глубокого уважения прекрасному российскому композитору Микаэлю Таривердиеву, знакомство с творчеством которого стало знаковым в жизни ансамбля. В неповторимые, лиричные, глубокие мелодии композитора музыканты вдохнули новую жизнь, создав аранжировки его известных произведений на традиционных японских инструментах – бамбуковой флейте сякухати и японской лютне сямисен в сопровождении фортепиано. Именно вариация на тему Микаэля Таривердиева «Двое в кафе» из кинофильма «17 мгновений весны» открыла музыкальный вечер. Позже музыканты исполнили «Балладу Анджелы» из фильма «Король-олень» и тему «Маленького принца» из кинофильма «Пассажир с «Экватора». Последняя мелодия была одной из двух аранжировок, что принесла музыкантам победу на турнире «Terem Crossover».

Чем же стал так близок японским музыкантам Микаэль Таривердиев? На этот вопрос ответил автор почти всех аранжировок программы, пианист Камимура Сюхей: «Творчество этого прекрасного композитора показалось очень близким и понятным. Он отражает тончайшие оттенки человеческих чувств своей музыкой, а кроме того, воплощает в наших глазах нечто абсолютно русское, русскую беспредельность, бесконечность. За это мы любим и ценим его мелодии».

Концерт ансамбля имел и второе название – «Реминисценции звука» (именно так называется недавно вышедший альбом музыкантов), и эта часть программы включила в себя аранжировки произведений мировой классики. «Сицилиана» Г.Форе, «Вокализ» С. Рахманинова, «Пещера горного короля» Э. Грига, «Тройка» П.И. Чайковского покорили сердца слушателей глубокой искренностью исполнения в сочетании с мощной энергетикой, исходящей во время их живого выступления. Трагично, надломленно и необыкновенно пронзительно прозвучала аранжировка «Сарабанды» Г. Ф. Генделя – вторая мелодия, которая пленила взыскательное жюри турнира «Terem Crossover».

Не могли обойти стороной музыканты и трагедию, произошедшую в Японии.

«То, что случилось - это большое испытание для нашего народа, и мы все очень глубоко переживаем. Мы сочувствуем всем семьям, пострадавшим в этом стихийном бедствии, и мы хотели бы посвятить свою музыку тем, кто выжил, и придать им силы, бодрости, пожелать как можно скорее преодолеть свалившиеся на них несчастья», - рассказал Хидэки Оноуэ. Светлая и проникновенная «Симфония №2» С. Рахманинова прозвучала в память о случившемся в Японии.

В свое выступление музыканты включили также обработки японских народных песен и композиции собственного сочинения. Мелодия Хидэки Оноуэ «Подобно льву» как нельзя лучше продемонстрировала высокий музыкальный диапазон традиционных японских инструментов, а японская народная песня «Соран-буси» (в вольном переводе «Тянем-потянем») перенесла слушателей на остров Хоккайдо, где обычно эту песню исполняют рыбаки. Завершила вечер японская детская песенка «Красная стрекоза» - мелодия о яркой стрекозе, которая летит в мир мечты. Для музыкантов «Хидэ-Хидэ» этот мир непременно связан с прекрасной искренней музыкой, которая проникла в души слушателей и осела в их сердцах.

Юлия Шутова