14 октября 2011 года в художественном отделе Вологодского музея-заповедника состоялось заседание круглого стола по итогам работы выставки «Олимпийская Вологда. Русские росписи в современном дизайне» из коллекции народного искусства Алексея Германовича. Выставка вызвала большой резонанс, поэтому ее работа была продлена до ноября. Экспозицию посетили мастера народных художественных промыслов, здесь прошли мастер-классы и интерактивные занятия с детьми.

Обсудить вопросы сохранения народных традиций собрались представители разных структур, так или иначе связанных с этой отраслью культуры: генеральный директор Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Александр Суворов, представители Фонда «Открытая коллекция» А.А. Германовича - искусствовед Юлия Терехова и менеджер Владислав Егоров, главный консультант Контрольно-аналитического управления Правительства Вологодской области Наталья Новоселова, ведущий консультант Департамента международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области Ольга Андреева, директор Губернаторского колледжа народных промыслов Маргарита Моисеенко, преподаватель колледжа Наталья Шильниковская, директор ОНМЦКиПК Евгений Бахтенков, заведующая методическим отделом ОНМЦКиПК Татьяна Кирсанова, ведущий методист Ольга Оленева, директор Школы традиционной народной культуры Зинаида Бакулина, методист-педагог школы Любовь Талицына, художники промышленных предприятий области, мастера народных промыслов, музейные работники Вологды и Череповца, искусствоведы и журналисты.

Для обсуждения были предложены следующие темы:
1. Итоги работы выставки и отзывы. Показ новых работ проекта Ru.branding, которые не экспонировались на выставке.
2. Частные коллекции и реставрация памятников. Презентация «Открытой коллекции» А.А. Германовича. Экспозиция музея в Сколково.
3. Интеграция традиционных орнаментов народного искусства в современный промышленный дизайн.
4. Перспективы экспозиционно-выставочной, экспедиционной и издательской деятельности по традиционным видам народного искусства и промыслам. Необходимость создания постоянно действующей интерактивной выставки росписей в Вологодском музее-заповеднике.
5. Предложения «Открытой коллекции» для музейных сотрудников и искусствоведов по описанию прялок собрания.
6. Влияние народных росписей на авангард.

Открыла обсуждение искусствовед Юлия Терехова. Она поприветствовала всех присутствующих от имени Алексея Германовича, который не смог приехать на круглый стол: в это время он представлял проект в Сочи на конференции, организованной Министерством культуры РФ. Юлия Терехова рассказала о Фонде «Открытая коллекция»: «Сейчас мы завершаем создание фонда и хотим привлечь государственное и частное финансирование. Алексей Андреевич готов оказать музеям методическую помощь в получении зарубежных грантов. Мы видим наш фонд как межмузейную структуру: ведь если мы, к примеру, захотим издать каталог видов одной росписи, то для этого нам нужно будет одновременно работать с сотрудниками нескольких музеев. Мы надеемся, что та часть коллекции Алексея Германовича, что сейчас экспонируется в этих залах, не уедет в Москву, а будет выставлена в Усадьбе Гальских в Череповце, потому что мы хотим, чтобы предметы культуры Севера оставались на Севере. Наши партнеры выиграли тендер на создание сайта «Вологда 2014», где будет представлена и эта выставка, и другие проекты, связанные с олимпийской Вологдой».

Наталья Новоселова одобрила начинание Алексея Германовича: «Значимость этой выставки – в продвижении вологодских росписей, которых у нас насчитывается более 20 видов. Это богатейший пласт народной культуры, и мы должны суметь воспользоваться этим бесценным даром предков. И важно то, что молодые люди смогли увидеть их и оценить».

Проблема осмысления народного искусства современной молодежью и использование элементов традиционных росписей в разных направлениях современного искусства вызвала бурное обсуждение. Присутствующие разделились на две группы. Одни выступили против использования элементов росписи в представленных на выставке проектах молодых дизайнеров. В противовес этому другие участники круглого стола утверждали, что главное – это приобщение современной молодежи к традициям и популяризация народной культуры, пусть и таким способом.

Свое мнение высказала искусствовед из Череповца Татьяна Сергеева: «Нужно находить возможности привлекать молодежь к народным традициям. А это очень непросто, потому что любой молодой человек смотрит на эти вещи с точки зрения своего возраста. Он ищет то, что ему интересно сейчас, думает, как он может использовать эти предметы в элементах одежды и интерьера. И нужно не навязывать это, а показывать. Эта выставка стала толчком к осмыслению народной росписи в современной жизни. Мы не должны бояться того, что кто-то из молодежи будет пробовать эти элементы традиционных росписей. Может быть, они и ошибутся – все ошибаются, когда начинают. Но если мы, специалисты, им поможем, они найдут не просто красивые, но и полезные решения по применению элементов народной культуры в современной жизни».

Противоположной точки зрения придерживается директор Школы традиционной культуры Зинаида Бакулина: «Я опасаюсь, что, перенося элементы традиционной росписи в современную молодежную культуру, мы потеряем тот смысл, который веками вкладывали в эти образы наши предки. Здесь важна не только композиция, но и семантика. «Вырванный» из трехъярусной композиции элемент или даже его часть, на мой взгляд, росписью в буквальном смысле трудно назвать. Базовое содержание традиционной культуры – это хрупкий слой, к которому нужно относиться очень бережно. Выхваченная из контекста деталь росписи прялки не несет того смысла, что заложен в композиции. Поэтому надо хорошо продумать, как внедрять традиционные росписи в современную жизнь, чтобы и молодежью это было востребовано, и смысловое наполнение элементов росписей не терялось. Те, кто готовит эти проекты, должны понимать это, иначе неизбежны досадные ошибки. Простой пример: украсили мужскую рубаху орнаментом с символами… роженицы. Роспись как объект традиционной культуры – это не только внешнее выражение, это обязательно внутренняя сущность. Внешнее в этих проектах есть, а внутреннее сложно найти».

Итогом круглого стола стал компромисс – использовать вологодские росписи, опираясь на мнение экспертов, активно пользуясь их советом. Тем самым молодежь будет знать народные традиции, отразившиеся в росписях, будет бережно к ним относиться и найдет им верное применение.

Ирина Сорокина

Теги: вологодский музей-заповедник, круглый стол

Новости по теме