12+

Фестиваль литературного театра «Кот-баюн»

Первый фестиваль литературного театра «Кот-баюн» прошел с 21 по 29 октября 2011 года в Череповце и Вологде.

В нем приняли участие профессиональные и любительские творческие коллективы Вологодской области: Камерный драматический театр (Вологда), Театр-кабаре «АртРеприза» (Вологда), Театр «ЗнакЪ» (Череповец), Городское филармоническое собрание (Череповец), а также артист Камерного театра им. В. Малыщицкого (Санкт-Петербург) Михаил Драгунов. Организатором фестиваля выступило Городское филармоническое собрание Череповца при поддержке Управления по делам культуры мэрии г. Череповца.

Что такое литературный театр? Ему подвластны разные жанры: проза и поэзия, эпос и сатира, мемуары и письма, эссе… Здесь есть место и декорациям, и костюму, и пластике, но это не основные средства. Самое главное в этом театре слово и музыка – звуки. Он близок к доверительной беседе. Здесь сначала слушают, а потом уже смотрят. Как правило, это театр одного актера, способного штрихами показать разных героев, главный из которых Автор. Неслучайно и название фестиваля «Кот-баюн». Во-первых, это исконно русский образ с богатой литературной историей; во-вторых, кот – лучший рассказчик: он и «говорит», и «поет», и обладает особой пластикой – универсальный образ настоящего артиста; в-третьих, значение слова «баять» подразумевает «красиво говорить», а это самое важное для мастера художественного слова. В планах организаторов сделать фестиваль доброй традицией, а в его программу включить детские спектакли, и Кот-баюн как сказочный персонаж для юных зрителей станет отличным театральным символом.

За несколько дней жители двух городов увидели шесть спектаклей, каждый из которых дает и пищу к размышлению, и воспитывает в зрителе эстетический вкус. Работы актеров оценивал экспертный совет, куда вошли режиссер и актриса Череповецкого камерного театра, член Союза театральных деятелей РФ Татьяна Макарова; первый директор Городского филармонического собрания, музыкант Владимир Полутов; член Союза писателей РФ, поэт, журналист газеты «Голос Череповца» Татьяна Жмайло; директор средней школы №10 г. Череповца, литературовед Ольга Армеева; доцент, заведующий кафедрой ИНЖЕКОН (филиал СПбГИЭУ в г. Череповец), режиссер и актер Анатолий Волков.

Приз «За лучший театральный спектакль» (лучшее художественное оформление) получил актер Вологодского камерного театра Вячеслав Федотов за спектакль «Заповедник». Награду за «Лучший музыкальный спектакль» – актриса Череповецкого филармонического собрания Татьяна Дурнова за спектакль «Таривердиев. Предчувствие любви. Сразу два приза – «За вклад в эстетическое воспитание молодежи» и «Приз зрительских симпатий» – достались Елене Кузьминой за спектакль «Мой отец – Корней Чуковский». Специальную награду от журналистов «Лучший информационный повод» вручили заслуженному артисту РФ актеру театра-кабаре «АртРеприза» Игорю Рудинскому за спектакль «Вопросы пола». И еще два приза от Городского филармонического собрания Череповца подарил любимый персонаж детских программ учреждения кот Филармон, которого неформально и ласково называют Филей. «Филькина грамота» в номинации «За умение бантозавязывания, собакоотпугивания и луносозидания» досталась Елене Кузьминой, в номинации «За лучшую кошачью декорацию» – Вячеславу Федотову.

В Вологде в Доме актера им. А. В. Семенова по приглашению директора театра «АртРеприза» Ирины Горожановой было представлено три спектакля фестиваля: «Таривердиев. Предчувствие любви», «Мой отец – Корней Чуковский» и «Вопросы пола».

Корней Чуковский – «папа» и «не папа»

30 октября 2011 года вологодские зрители стали свидетелями семейной истории, доброй и пронзительной… Истории любви маленькой девочки к своему отцу. Актриса и главный режиссер Городского филармонического собрания Череповца Елена Кузьмина представила свою новую постановку «Мой отец – Корней Чуковский». На Первом фестивале литературного театра этот спектакль получил сразу несколько наград.

Елена Кузьмина является основателем литературного театра в Череповце, первые свои постановки она показывала в Доме-музее Верещагиных, а затем в Череповецком филармоническом собрании. В ее репертуаре спектакли «Чайковский» (по книге Нины Берберовой), «Океан по имени Пастернак», «Дочки-матери» (о Марине Цветаевой), «Исполнение желаний» (по творчеству Саши Черного), «Романс о романсе» (об Эмме Мошковской) и др. Во многом благодаря ее активной деятельности в Череповце появился фестиваль литературных театров.

В основу спектакля легла одноименная книга, которую написала старшая дочь Корнея Ивановича Лидия Чуковская. Здесь переплелись и стихи, и игры, и детские воспоминания-переживания, и искренняя влюбленность в отца, и какая-то, с одной стороны, наивная непосредственность шестилетней девочки, но с другой – ее взрослое осознание отца как выдающегося человека. Каждое из двух действий спектакля – рассказ о детстве: один из них представляет самые яркие минуты радости, когда Корней Чуковский – папа, а второй – моменты, когда он «не папа», а писатель, литературный критик – серьезный суровый человек, погруженный в свою работу. Первая часть полна искренности детского восприятия, когда все вокруг любопытно и весело, а папа вместе с детьми плавает на лодке или на четвереньках вместе с ребятней лает на собаку, или на цыпочках «крадет» воду из артезианского родника на даче Репина. Он самый любимый, самый важный человек в жизни маленькой Лиды. Он строг и умен, он точно знает, как нужно воспитать своих ребят, чтобы из них не получились «кухаркины дети». Именно поэтому каждый день был ознаменован чем-то новым: выученными новыми словами на английском, которые папа сам проверял и к забывчивости относился очень строго, или стихами Пушкина, Лермонтова, Фета и других поэтов, что он читал детям, и те должны были по интонации и слогу узнавать автора. Корней Чуковский не был ласковым, «не сюсюкался» – он просто любил своих детей. Во второй части спектакля Лидочка и Корней Иванович меняются местами: она теперь смотрит на него с другой стороны, в свои шесть лет она уже взрослый человек. И здесь перед ней встает образ «не папы», когда из веселого и заботливого Корней Чуковский превращался в серьезного, с головой уходившего в работу и никого вокруг не замечающего. Он мог посадить дочку в кресло в коридоре гостиницы и на несколько часов забыть про нее. В это время он переделывал лекцию, которую должен был читать перед большой аудиторией. Но маленькая Лида не могла на это долго сердиться – слишком она любила папу и понимала, что он за человек. Когда он был поэтом, он становился невозможным человеком. Долгий путь понадобился его дочери, чтобы принять его таким, каким он был.

В спектакле раскрыта история взаимоотношений отца и дочери, конфликт разных поколений и столкновение двух миров – ребенка и взрослого человека. Пронзительность и трогательность спектаклю придает особая интонация, которую актриса вложила в свою работу, интонация любви и детской искренности. Поэтому эту постановку можно смотреть и детям, и взрослым. Юные зрители увидят в маленькой озорной девчонке себя, а взрослые вспомнят свое детство, попробуют посмотреть на этот мир и на все, что в нем происходит, глазами ребенка.

Спектакль не просто наполнен детскими эмоциями, он еще воодушевлен музыкой, которую специально для него написал Олег Февралев. Костюм героини создан художником Ириной Николаевой.

«Я очень люблю тему детства, – призналась актриса Елена Кузьмина, – она близка и дорога, потому что у меня самой эта пора была счастливая. Аура доброты и любви, которой ты заряжаешься в то время, сопровождает человека всю жизнь. Важен и момент взросления: кто-то позже, уже после смерти родителей, кто-то вообще никогда не взрослеет, а кто-то взрослеет очень рано, как Лида Чуковская. В спектакле я играю дочку, страстно влюбленную в своего отца, обижающуюся на него, если ей не хватает внимания, а Лидия Корнеевна в моем представлении человек очень организованный, педантичный, гиперответственный и, конечно, добрый. В создание образа главную роль сыграли мои детские эмоции, хотя у меня в семье были совершенно другие отношения с родителями, была и влюбленность, но больше в маму. Также я наблюдаю за своей дочерью, за ее отношением к отцу, мой муж очень похож на Чуковского по характеру. И я вижу, как у них складываются, а иногда и не складываются отношения, и как девочке нужна его любовь, его поддержка, его восхищение ею… Это очень важно».

Ирина Сорокина