12+

Выставка Евгения Яндовина

Персональная выставка мастера народных художественных промыслов и ремесел России по ивоплетению Евгения Яндовина открылась 19 января 2012 года в Центре народных художественных промыслов и ремесел «Резной Палисад». В экспозиции представлены изящные корзины из ивы, а также и изделия из бересты и капа.

Евгений Яндовин родился 15 августа 1948 года в д. Песчанка Печорского района (Республика Коми). В 1966 году он окончил Ухтинский лесотехнический техникум, в 1979 году – Архангельский лесотехнический институт. С 1967 по 1970 гг. служил на границе с Китаем. Работал в разных областях Республики Коми в должностях от слесаря-сантехника до главного инженера предприятия.

После выхода на пенсию Евгений Александрович переехал в Вологду и решил освоить новое ремесло. Поначалу работать было тяжело: «Когда я приехал сюда в 2006-м году, мне было очень трудно: я никого не знал. И я решил заняться ивоплетением. Я ходил по всей Вологде, искал, с чего мне начать, кто бы мне показал, как плести изделия из ивы. Но так ничего и не нашел. Однако я твердо решил научиться, стал читать книги. И первую свою маленькую корзиночку я делал всю ночь, десять часов. Чуть позже появился опыт, и работа пошла…»

Небольшое кашпо, сплетенное в январе 2007 года, стало началом плодотворной деятельности, которая принесла Евгению Яндовину известность и признание: 24 сентября 2009 г. он защитился на мастера художественных промыслов области, а в декабре 2011 года получил звание мастера народных художественных промыслов и ремесел России.

Параллельно с ивой Евгений Яндовин начал заниматься берестой. В этом направлении ему помогла мастер народных промыслов Вологодской области по бересте Изольда Галаева: она не только показала приемы плетения изделий, но и подарила бересту.

«Евгений Александрович – удивительный человек. Ремесло, которым он занимается, является базовым в народной культуре. Деревянные изделия для наших предков, северян, были жизненной необходимостью. Это функциональные вещи, на которых строилась и строится эстетика нашего быта и культуры. Это душа народа. Я очень рада, что на вологодской земле появился такой мастер. Он увлечен своим делом полностью. И за три года работы он достиг звания мастера народных промыслов России по ивоплетению. В области это единственный человек», - с гордостью отметила Изольда Павловна.

Евгений Яндовин плетет изделия, чередуя иву, бересту и кап. Капом он стал увлекаться после участия в ярмарке «Ганзейские дни» в Великом Новгороде (2011 год). По завершении плетения, будь то лапти, корзина или кашпо, обязательно анализирует работу: что необходимо подправить, добавить, исключить. Мастер добивается, чтобы плетение было красивым, плотным и прочным. Главное – работать с душой, так считает Евгений Александрович: «Всё надо делать с настроением, и тогда изделие будет по-настоящему красивым».

Персональные выставки Евгения Яндовина прошли в Печоре, Вытегре, Вологде. Он постоянно участвует в ярмарках и конкурсах.

Обряды святочных вечеров

Вторая часть творческого вечера в «Резном палисаде» была посвящена Святкам - праздничному времени от Рождества до Крещения. О том, как на Вологодчине вплоть до начала XX века проходили эти дни, рассказала заслуженный работник культуры РФ доцент кафедры теории, истории музыки и этномузыкологии Вологодского государственного педагогического университета Галина Парадовская.

«Святки – это целый комплекс обрядовых действий, который длился две недели, и был связан с одним из главных событий года – Солнцеворотом, моментом рождения нового солнца», - пояснила Галина Петровна.

Любой праздник в системе народной культуры всегда имеет некие узловые точки: начало, кульминацию (середину) и конец. Так, колядование служило зачином Святок: молодежь (от маленьких детей до взрослых юношей и девушек на выданье) в этот день обходила все дворы села и под окошком объявляла о том, что пришла Коляда, сообщая, таким образом, жителям о приближении следующего года. «Коляда символизировала время, которое меняется. Она закрывала дорогу старому и открывала дверь новому». Колядой называли также ритуальное угощение, которое просили стоящие под окнами ряженые.

Следующие две недели были нерабочими и на Вологодчине назывались «игрища». Каждый вечер парни и девушки совершали народные гуляния, исполняли песни, припевали друг друга, определяя свою будущую жизнь. Через приговор и совместную пляску молодые закрепляли будущий союз. Водя ежедневные хороводы вдоль половиц избы, девушки протаптывали дорогу новой жизни, напевными словами и особым ритмом движения призывали её быть счастливой.

Новый год на Вологодчине считался поминальным днем. Например, в Кичменгском Городке в этот день устраивалась так называемая «баская ужна» - поминальная трапеза. В этот день крестьяне открывали дверь и звали Морозко, олицетворявшего смерть: «Иди, Морозко, и родителей веди!»

В Крещение, завершающее цикл святочных вечеров, было принято омывать себя водой. Эта традиция окончательно осуществляла переход в новое время.

В старину говорили: «Как Святки встретишь, так и следующий год пройдет». Эти дни давали начало очередному витку природы, а значит и жизни, и наши предки к соблюдению святочных обрядов относились с почтением и серьезностью.

Юлия Шутова