В Центральном выставочном зале Вологодской областной картинной галереи открылась выставка живописи заслуженного художника РСФСР Александра Васильевича Пантелеева (1932 – 1990) «Избранные страницы творчества», посвященная 80-летию со дня его рождения.

Александр Пантелеев переехал из Уфы в Вологодскую область в 1976 году и стал работать на Череповецком металлургическом комбинате. В том же году состоялась его первая выставка в Вологодской картинной галерее. Картины художника хранятся в 40 музеях стран СНГ, более чем в 80 частных коллекциях. Всего им было создано около 500 живописных полотен, в собрании ВОКГ находится 100, а на нынешней персональной выставке, шестой по счету, представлено 77 работ. 7 апреля 2012 года, в день рождения мастера, в его Мемориальной мастерской откроется выставка малоизвестных картин.

Вологодские искусствоведы и художники единодушны в признании Александра Пантелеева одним из крупнейших мастеров кисти, чьи полотна вошли в сокровищницу современного искусства как Вологодской области, так и всей страны. Классиком русской живописи ХХ века назвал Пантелеева народный художник России, действительный член РАХ Владимир Корбаков, отметивший, что классик – это человек, не просто повторяющий натуру на холсте, а творец, преображающий все, что он видит вокруг себя, и создающий свой особый мир, свое понимание бытия, находящее отклик в сердцах многих и многих. Пантелеев не боялся жертвовать правдоподобием во имя красоты и гармонии: на его «заводах» невозможно работать, в его «избах» нельзя жить, и тем не менее каждая из его картин производит яркое и целостное впечатление – впечатление огромной мощи промышленного гиганта или теплое и знакомое ощущение уюта и покоя старого родного дома…

Он начал писать в 1960-х годах, когда в советском искусстве главенствовал соцреализм, и уже тогда искал и находил совершенно новые формы выражения своего мировоззрения: даже в рамках такого, казалось бы, узкого жанра, как индустриальный пейзаж, умел поднять глобальные философские проблемы. По словам заслуженного художника России Николая Мишусты, полотна Пантелеева передают колоссальную драму современного человечества – подавление и уничтожение живой природы во имя технического прогресса. Индустриальной теме в творчестве Пантелеева посвятила свою научную работу Ирина Балашова – кандидат искусствоведения, заместитель директора ВОКГ. Прогресс необходим, но на этом пути человечество несет огромные потери, которые могут свести на нет все достижения техногенной цивилизации. Наверное, поэтому на многих картинах рядом с громадами производственных корпусов, в нагромождении труб и тяжелой арматуры вдруг оказывается или кустик придорожной травы, или цветок в горшке. Несоразмерно маленькими и хрупкими по сравнению с гигантскими бетонными и металлическими конструкциями кажутся фигурки людей – и все же именно они притягивают к себе взгляд. Страшны в своем человекоподобии ожившие машины на картинах из цикла «Чин непредвиденья», и непонятно, то ли это доведенные до немыслимого совершенства механизмы, то ли низведенные до уровня механизмов живые люди… Так неоднозначно раскрывается индустриальная тема в творчестве Пантелеева: восхищение достижениями разума и технического прогресса соседствует с тревогой за судьбы человека и природы.

Природа привлекает художника на протяжении многих лет. В картинах уфимского периода часто встречаются изображения рыб, апельсинов и кактусов, несущие символическую нагрузку. Созданный уже в Вологде полиптих «Времена года» показывает природу совершенно иначе – теперь это среда обитания человека, связанного с природой неразрывной нитью. Название полиптиха вызывает ассоциацию с одноименным циклом Питера Брейгеля, и, хотя творческие методы художников, разделенных столетиями, совершенно различны, общей является тема, над которой они размышляют – круговорот времени, жизни и смерти.

Разные лики природы и бесконечное многообразие мира предстают перед нами в картинах Пантелеева, навеянных его путешествиями. Италия, Франция, Швеция, Венгрия, Куба, Греция… Культура, история, природа этих стран обогатили творчество художника новыми темами и образами.

Невозможно не остановиться перед картинами из «Русской северной серии», над которыми Пантелеев работал в последние годы жизни. Цикл остался незавершенным, но те 22 полотна, которые были написаны, составляют гармоничную целостность. Знакомые пейзажи и детали деревенского быта соседствуют с библейскими мотивами. Художник слышит отголоски евангельских сюжетов в самых обыденных житейских ситуациях, и это наполняет привычные повседневные дела и события высоким смыслом, напоминая о вечности.

Выставка живописи заслуженного художника РСФСР Александра Пантелеева (1932-1990) «Избранные страницы творчества» будет работать до 12 февраля 2012 года.

Светлана Гришина

 


(function(w, c) { (w[c] = w[c] || []).push(function() { try { w.yaCounter12028453 = new Ya.Metrika({id:12028453, enableAll: true, webvisor:true}); } catch(e) { } }); })(window, "yandex_metrika_callbacks");