24 февраля 2012 года в 16.00 в художественном отделе Вологодского государственного музея-заповедника состоится открытое тематическое мероприятие «Образ святого Власия в христианской и народной традиции». Для обозрения присутствующим будут представлены три иконы, две из которых будут экспонироваться впервые.

1. Икона «Св. Флор, Илия, Власий, Лавр». Конец XVII в. 125 * 89 см. Происходит из Александро-Куштского монастыря. Отреставрирована в 1990 году реставратором Вологодской специальной научно-реставрационной производственной мастерской А. В. Астафьевым.

2. Икона «Св. Козьма, Дамиан, Николай Чудотворец и Власий, патриарх Иерусалимский в предстоянии иконе Богоматери Владимирской». XVIII в.
75 * 55 см. Происходит из Спасо-Преображенской Фрязиновской церкви Вологды. Отреставрирована в 1997-2003 годах реставратором Вологодского филиала ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря О. А. Соколовой.

Это произведение уже известно любителям живописи, оно экспонировалось на выставках в Вологодской областной картинной галерее: «Образ святителя Николая Чудотворца» (апрель-май 2004 г.) и персональной выставке О.А.Соколовой (ноябрь-декабрь 2011 г.).

3. Икона «Св. Власий и Модест». XVIII в. 36 * 31 см. Происходит из Спасо-Преображенской Фрязиновской церкви Вологды. Отреставрирована в 2011 году в реставрационных мастерских факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, реставратор А. А. Иванова, руководитель С. В. Свердлова.

Вологодский государственный музей-заповедник на протяжении ряда лет тесно сотрудничает с факультетом Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Студенты творческих специальностей проходят практику на базе коллекций древнерусской живописи, лицевого и орнаментального шитья, изучают традиции церковного искусства, копируют произведения из музейного собрания.

За последние три года сотрудничества прошли полную реставрацию на базе университета семь икон и тринадцать произведений масляной живописи из собрания Вологодского государственного музея-заповедника. Некоторые из них уже экспонировались в 2010 году на выставке «Вологодские академики живописи» в разделе, посвященном П. С. Тюрину. Представленная на выставке икона экспонируется впервые.

* * *

Святой Власий был епископом в городе Севастии (Каппадокийская область Малой Азии) во времена царствования римских императоров Диоклетиана (284 – 305) и Ликиния (307 – 324), известных своими жестокими гонениями на христиан. Согласно Житию святого, ему пришлось скрываться в пустынных местах, он жил на горе Артеос, в пещере, к которой приходили дикие звери. Они терпеливо ждали перед входом, пока святой окончит молиться, подходили к нему и получали от него исцеление от болезней.

В народной традиции День памяти Власия (24 февраля), рассматривается как преддверие весны, хотя бывают ещё сильны морозы. Поговорка: «Пришёл Власьев день, пришли и власьевские морозы». Власия прозвали «Бокогреем», так как хозяйки на Власьев день раньше выгоняли коров на улицу. Стараясь согреется, коровы подставляли солнышку бока. Власий почитался как первейший охранитель и покровитель домашней скотины, его величали «скотьим богом» или «коровьим богом», а день его памяти именовался коровьим праздником. В этот день служили Власию молебен, устраивали ритуальные трапезы.

Мотив покровительства святого скоту был отражен в иконографии: так, на иконах великомученика Власия часто изображали в окружении лошадей, коров и овец. Образ нередко ставили в коровниках и хлевах для защиты скота от всякой напасти. Иконы с образом святого выносили в день первого выгона скота, обходили животных с иконой или во время мора скота.

В день святого Власия проводили обряд опахивания скота. Образ Власия Севастийского принял на себя многие функции, приписываемые некогда Велесу, «скотьему богу», повелителю домашних и диких животных.

Елена Виноградова, Ангелина Глебова

Контакты: 72-81-22 – Ольга Павловна Козлова, специалист по связям с общественностью Вологодского государственного музея-заповедника.

 

Теги: вологодский музей-заповедник, религия

Новости по теме