Через несколько месяцев в Соборе Спасо-Преображения – объекте культурного наследия федерального значения, находящегося в ведении Белозерского областного краеведческого музея, появится копия иконы XIII века «Белозерская Богоматерь Умиление». Величественный образ обретется в местном ряду слева от царских врат, как это было ранее в соборе, а еще ранее – в храме Василия Великого в древнем городе Белоозеро.

Автором копии является реставратор Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) Михаил Бушуев. Образ Белозерской Богоматери – один из древнейших в России. Он напоминает нам историю Белозерска, некогда крупного богатого торгового города, по праву считавшегося экономическим, политическим и культурным центром региона. С середины XIII века Белоозеро – столица независимого Белозерского княжества. Именно на это время приходится расцвет города. О первом белозерском князе Глебе Васильковиче известно, что он «многи церкви созда и украси иконами и книгами». Возможно, тогда и появилась икона «Белозерская Богоматерь Умиление».

За расцветом города последовал его упадок. Из-за кризиса пушного промысла, торговли, всего хозяйственного уклада в целом и в результате страшной череды эпидемий чумы Белозерск был перенесен на его современное место. Считается, что в «новый городок Белозерский» перевезли престол главного храма древнего города и особо чтимые иконы, одной из которых была «Белозерская Богоматерь Умиление».

Икона пребывала в деревянных храмах Белозерска до тех пор, пока во второй половине XVII века не был построен Собор Спасо-Преображения. На долю города выпало много бед: пожары, голод и эпидемии не раз опустошали город. В Смутное время он был полностью разорен польско-литовскими отрядами. В бурный XX век с социальными потрясениями, когда репрессировали священников, закрывали или просто разрушали храмы, многое из церковных ценностей было утрачено безвозвратно. И судить об уровне культуры Белозерска XIII века мы можем сейчас только по нескольким сохранившимся произведениям, среди которых икона «Белозерская Богоматерь Умиление», написанная в 1240-е годы предположительно в Великом Новгороде. Возможно, это был княжеский заказ. Реальный размер иконы – 155 × 106,3 см.

Богородица изображена по пояс, держащей на правой руке младенца Иисуса, который ее обнимает. В двух медальонах – архангелы. Поля украшены 19 медальонами с изображением пророков и святых жен. Иисус нежно прильнул к щеке матери, мама милуется со своим сыном. Такой иконографический тип греки назвали «Елеуса» (с греч. «милующая»), на Руси – «Умиление».

Глаза Богородицы печальны: прижимая к себе младенца Иисуса, она уже знает, что он, Спаситель мира, будет распят, искупляя грехи всего человечества. Когда Мария принесла первый раз маленького Иисуса в храм, старец Симеон сказал: «Тебе оружие душу пройдет».

«Белозерская Богоматерь Умиление» была особо чтимой иконой в Белозерске. В XIX веке по православным праздникам образ выносили из собора и крестным ходом шли в одну из церквей города. В это время родители старались подвести малышей к иконе.

Икона «Белозерская Богоматерь Умиление» была вывезена из Белозерска в Санкт-Петербург в 30-е годы XX века. Ее, отреставрированную, можно увидеть в одном из залов древнерусской живописи Русского музея (второй этаж Михайловского дворца).

В 2008 году список с этой иконы был сделан и передан белозерской православной общине. Образ находится в зимнем храме прихода церкви Богоявления. Копия иконы «Белозерская Богоматерь Умиление» будет готова к празднованию 1050-летнего юбилея Белозерска (к августу этого года).

Т. А. Гаврилова, заведующая научно-просветительским отделом
БУК ВО «Белозерский областной краеведческий музей»

Теги: Белозерский областной краеведческий музей, икона, реставрация, религия

Новости по теме