12+

В рамках фестиваля «Сталкер» актер Артем Цуканов представил фильм «Дом ветра»

«Дом ветра» – так называется художественный фильм, который представил в кинотеатре «Ленком» актер Артем Цуканов 14 марта 2012 года в рамках Международного кинофестиваля фильмов о правах человека «Сталкер».

Картина рассказывает о судьбе простой русской женщины Таисии Левшиной (Полина Кутепова) из небольшого городка. 10 лет назад у нее пропал без вести в армии единственный сын, ее кровиночка, и приходит сообщение, что он мертв, и нужно получить гильзу с прахом. Поверить в то, что сын погиб, женщина не может, а точнее не хочет. Все эти годы она считала, что он жив, пусть попал в плен или сбежал, но жив. А теперь, вручив ей гильзу с пеплом, ее лишили самого главного. Для чего и для кого теперь жить? Для женщины ее дети – это смысл существования, а когда его отнимают, все происходящее теряет значение. И тогда человек либо уходит в себя, черствеет душой и перестает доверять другим, либо ищет новый смысл. Так сделала и героиня фильма Таисия.

Она работала дворником в детской инфекционной больнице, куда со всей России привозят ВИЧ-инфицированных детей, большинство из которых сироты или отказники. Поэтому ей приходит в голову мысль взять на воспитание мальчика Тему (Дэник Неверов), родители которого погибли во время аварии, а он остался жив, но при переливании крови был заражен. В ее сердце накопилось много нерастраченной любви, а этот малыш уже даже не помнит, что такое материнская ласка. Встретились два одиночества. Но помощи ждать неоткуда. Несмотря на хорошую характеристику, женщине отказали в опеке над ребенком из-за жилищных условий. Отчаявшись, она с помощью главврача (Валерий Баринов) крадет мальчишку и уезжает работать дворником к очень состоятельным людям, от которых скрывает болезнь ребенка. Но беда редко приходит одна, и доверчивостью простых людей, попавших в безвыходную ситуацию, с легкостью пользуются мошенники, не брезгуя даже деньгами, отложенными на лекарства смертельно больного ребенка. Оставшись без средств, чтобы продлить жизнь мальчишке, она решается на воровство. Здесь вопрос не в том, правильно это или нет: обстоятельства подтолкнули человека на такой поступок. И когда все тайны Таисии становятся явными, она, оставив деньги, уходит с мальчиком в никуда. И просто молится Богу, чтобы он не отнимал у нее Тему. Финал картины остается открытым: на пустынной остановке зимой Таисия засыпает рядом с умирающим мальчиком. А что дальше – каждый додумает сам: кто-то видит, что случилось чудо, и Бог услышал молитву, идущую от чистого сердца, – мальчик выздоравливает. А может, это просто сон, который никогда не станет реальностью. 

Фильм трогает своей душевностью и искренностью, сама героиня идет против течения – против всех норм и правил, слушая только сердце, чтобы хоть как-то отогреть безрадостную жизнь маленького человечка, дать ему возможность умереть не в голых холодных стенах больницы, а на ее руках, почувствовать, что он в этом мире кому-то нужен. Фильм не о борьбе зла и добра, хотя и эти темы в нем присутствует, скорее, он о том, как, несмотря на массу формальностей и законов, которые существуют в нашем обществе, просто остаться человеком.

Недаром после просмотра картины в зале повисла тишина: возможно, каждый задумался о том, что он сделал, чтобы остаться человеком, как он может кому-то помочь хотя бы своим участием, добрым словом или советом, как не оттолкнуть таких людей, «юродивых», как Таисия, ведь благодаря им и держится этот мир.

Ирина Сорокина