3 июня в центральном выставочном зале Вологодской картинной галереи состоялась пресс-конференция и торжественное открытие III Всероссийской выставки пейзажной живописи «Образ Родины».

На пресс-конференции перед журналистами вологодских и центральных средств массовой информации выступили организаторы выставки – директор Вологодской картинной галереи Владимир Воропанов и секретари Союза художников России. Народный художник России Владимир Щербаков, первый секретарь Союза художников России, рассказал об огромной подготовительной работе, которая предшествовала выставке: в Московском выставочном комитете было просмотрено более 3000 картин, в Вологодском – более 2000. Художники всей страны – от Благовещенска до Калиниграда – изъявили желание предоставить свои работы, многие привозили их сами. В экспозицию было отобрано 620 произведений, которые размещены в трех залах, но, тем не менее, составляют единое целое. Заслуженный художник России Алексей Суховецкий отметил, что нынешняя выставка ни в коей мере не преследует коммерческих целей, ее главная задача – показать разнообразие подходов к жанру пейзажа. По словам Владимира Воропанова, сейчас процветает гламурная живопись, которая спекулирует на интересе к русским мотивам в пейзаже, и организаторы выставки сделали все, чтобы противопоставить «ширпотребу» настоящее искусство. После проведения выставки планируется приобрести ряд картин в фонды Вологодской картинной галереи, а в начале сентября выйдет в свет каталог выставки.

На торжественном открытии выставки присутствовали министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев, первый заместитель Губернатора Иван Поздняков, председатель Союза художников России, народный художник СССР Валентин Сидоров, народный художник России Владимир Корбаков и представители Союза художников. Вячеслав Позгалев подчеркнул огромное значение выставки для воспитания любви к своей стране, для внушения русскому человеку гордости за прошлое и настоящее России. Произведения классического и современного искусства, представленные в залах Вологодской картинной галереи, отражают истинные жизненные ценности, не зависящие от политической конъюнктуры. Это та Родина, которую россияне должны сохранить для себя и будущих поколений. Александр Соколов поздравил вологжан со столь крупным и значительным событием культурной жизни, как всероссийская выставка живописи, и поблагодарил организаторов за профессионализм и творчество. Всех присутствующих, – а зал был заполнен до отказа, – порадовал и заинтересовал рассказ Валентина Сидорова о «вологодском прошлом» его семьи: оказалось, что бабушка художника работала на сыроварне Николая Верещагина, брата известного художника-баталиста Василия Верещагина, чья жизнь связана с Череповцом. Валентин Сидоров отметил, что Вологодская область – уникальный регион: здесь очень тепло и внимательно относятся к художникам. Он поблагодарил Губернатора Вячеслава Позгалева и Правительство Вологодской области за возможность провести в Вологде столь значительную выставку, за помощь и содействие в ее организации.

Выставка продлится в трех выставочных залах Вологодской картинной галереи до 15 октября 2006 года, и у всех вологжан и гостей города есть возможность прикоснуться к миру русского пейзажа.

 

Светлана Гришина

 

 

III Всероссийская художественная выставка пейзажной живописи

«Образ Родины»

(Вологда, 3 июня – 15 октября 2006 г).

 

3 июня в Вологде в зданиях областной картинной галереи открылась III Всероссийская художественная выставка пейзажной живописи «Образ Родины» . Подобные жанровые экспозиции готовятся в разных городах страны раз в четыре года. До Вологды ее принимали Орел и Киров.

Организаторами нынешней выставки являются ВТОО «Союз художников России» и Правительство Вологодской области. Свои работы представили художники пятидесяти семи региональных творческих организаций. Зрители увидели более шестисот произведений двухсот авторов. Основу экспозиции составили картины последних лет. Классика русского пейзажа XIX -первой половины XX века собрана из фондов Вологодской областной картинной галереи и отдела выставочной работы Союза художников. Расположенная в музее, эта современная выставка строилась и осмыслялась как явление многолетнего непрерывного пути развития русского пейзажа, начиная от реалистической школы Товарищества передвижников и заканчивая новейшими тенденциями начала XXI века. Образно и тематически выставка на вологодской земле связана с важными событиями этого года: столетием Северного кружка любителей изящных искусств, первого художественного объединения на Русском Севере, и 70-летием со дня рождения поэта Николая Рубцова, жившего и работавшего на Вологодчине.

Сидоров В.М. Род. 1928. Тихая моя родина. 1999. Холст, масло.

Отрадно отметить, что идея проведения столь редкой и масштабной выставки пейзажной живописи в Вологде буквально всколыхнула всех художников России . Тем более что этот жанр является едва ли не определяющим в современной живописи. Проведена большая и напряженная работа по подготовке экспозиции. На первом этапе в регионах местными отборочными комиссиями было просмотрено более десяти тысяч картин. Половина из них была представлена на заседаниях Всероссийского выставочного комитета в Москве и Вологде. Для экспозиции было рекомендовано около тысячи живописных пейзажей, лучшие из которых сейчас расположены во всех основных залах картинной галереи Вологды.

Удивителен и поистине знаменателен тот энтузиазм, с которым художники самых разных регионов России отнеслись к выставке. В Москву привозились работы не только из центральных областей, но и из Башкортостана, Чувашии, Мордовии и даже Чечни, из Ставрополя и Краснодара, Челябинска, Оренбурга и Смоленска. Непосредственно в Вологду сами авторы, подчас без поддержки местных региональных союзов и органов культуры, доставили свои произведения из Казани, Якутии, Перми и Кемерова, из всех близлежащих областей и мест Северо-Западного региона. Ведь активно работающие люди соскучились по творческому общению. Идея формирования коллективной экспозиции под столь значимым названием – «Образ Родины» - помогла преодолеть все трудности и проблемы.

Главным своеобразием выставки в том, что она не является отчетной или соревновательной. Нет необходимости устанавливать какие-либо льготы или квоты для представителей разных регионов, возрастных групп или по хронологии произведений. Отбирались только самые значимые и интересные в художественном отношении работы. Сделать это было далеко не просто. В процессе отбора поразил поистине громадный вал чисто коммерческих произведений, составляющих целый пласт новой «гламурной» живописи. Бытует расхожее мнение, что пейзаж – самый легкий жанр, с которым может справиться каждый. Поэтому так много сейчас чисто развлекательных и повествовательных картинок по поводу русских национальных мотивов с березками, стожками и монастырскими стенами, в которых нет места глубокому размышлению о пейзаже как эмоционально-живописном воплощении дум современника о времени, судьбе и природе человеческих переживаний.

Выставка «Образ Родины» носит сугубо творческий характер. Но, по замыслу организаторов, она должна ответить на самые главные вопросы современного этапа развития отечественного изобразительного искусства. И главный из них – вопрос о том, какое место занимает современное творчество в общем контексте многовековой русской культуры. Ведь не секрет, что очень многие зрители, воспитанные на картинах традиционных мастеров, не только не интересуются, но и напрочь отвергают новые тенденции живописи XX века. И наоборот, в последние годы мы вновь часто слышим старые призывы «сбросить классику с корабля современности», которые способствовали разрушению многих культурных традиций страны. Развитие реалистических традиций живописи мастерами Союза художников России новыми горячими головами подчас анонсируется если не отмершим, то, во всяком случае, давно устаревшим делом. Выставка в Вологде не только вдохнула веру и оптимизм в ее участников, но образно и зримо подтвердила, что русский национальный пейзаж жив и активно развивается в сегодняшней живописи.

Жуковский С.Ю. 1873 – 1944. Под вечер. 1910. Холст, масло.

На выставке в Вологде произведения классического и новейшего искусства даются не только рядом, а попросту вперемешку, что не так часто у нас случается. От картин А. Саврасова, А. Куинджи, С. Жуковского, И. Левитана и К. Богаевского до современных авторов. Как сказал руководитель выставочного проекта, первый секретарь Союза художников России В. Щербаков, «нам важно понять, чего же мы, нынешние, стоим». Конечно, это достаточно рискованный, но необходимый творческий эксперимент. Ведь уже пришло время закончить делить культурную историю нашей страны на те или иные противоречащие друг другу этапы и периоды, суть которых до сего дня еще определяется либо устаревшими, или по-разному конъюнктурными теориями. Важнее увидеть и продолжить главные направления единой художественной традиции России в высоком профессионализме и духовности искусства. Вот почему в вологодской экспозиции так органично смотрятся рядом современные картины В. Сидорова, В. Щербакова, Э. Браговского, В. Телина, И. Орлова, М. Абакумова, В. Харлова, В. Корбакова, Д. Журавлева с произведениями творческих объединений начала XX века «Союз русских художников» и «Бубновый валет». А заглавными работами экспозиции стали пейзаж С. Жуковского 1910 года «Под вечер» и картина В. Сидорова 1999 года «Тихая моя Родина».

У выставки «Образ Родины» есть своя, серьезно продуманная творческая концепция: органичное соединение классики и современности, бережное сочетание опыта старших и поиска молодых, неранжированное соединение под одной музейной крышей столичных авторов и их коллег из провинции. Уже в процессе подготовки экспозиции стало ясно, как же на карте страны сегодня распределяются творческие силы в сфере изобразительного искусства. Конечно, по обилию имен и качеству создаваемых произведений лидирует Москва. Но не отступают и регионы. На равных с Санкт-Петербургом показывают себя художники Владимира и Рязани, Ярославля и Костромы, Вологды и Кирова, Уфы и Красноярска. Очень интересные коллекции представили живописцы Курска, Самары, Краснодарского края. Именно там, где бережно сохраняются традиции национальной культуры, где жива полнокровная стихия родной природы, активно работают и художники. Многие пейзажи написаны в дорогих для всех нас историко-культурных и прекрасных ландшафтных местах: Сергиев Посад и Переславль-Залесский, Плес на Волге, Валдай и Соловки, старинные города Русского Севера.

Своеобразие творческой жизни небольших русских городов, к каким относится и Вологда, заключается в том, что там нет больших выставочных залов по типу «манежей». Но продолжают существовать, реставрируются и воссоздаются небольшие уютные особняки, в которых легко глазу и нет усталости ногам. Так и выставка «Образ Родины» расположилась в трех находящихся рядом друг с другом зданиях областной картинной галереи. Это Центральный выставочный зал на Кремлевской площади, Шаламовский дом (в этом здании родился и вырос писатель В.Т. Шаламов) и Музейно-творческий центр художника В.Н. Корбакова. По планам организаторов, не должно было быть деления произведений выставки на главные, называемые в народе «генеральскими», и остальные, «народные». Каждый зал предусматривает ту или иную внутреннюю тенденцию пейзажной живописи: натурный ландшафтный или панорамный обобщенный пейзаж, сельские или городские виды, лирико-созерцательная или экспрессивная, декоративная живопись. Главное место на выставке отведено пейзажу-картине, ибо это концептуальное явление внутри жанра представляется не только особенно важным, но исключительно редким и трудным в современных условиях, что связано с постоянным противостоянием как безликой репортажности в беглой этюдной форме, так и выдуманной заказной красивости в богатых вычурных рамах.

Выставка «Образ Родины» мыслится не только как чисто художественное событие, она должна стимулировать развитие научной мысли в области искусствознания и художественной критики. Хочется преодолеть те негативные тенденции, которые проявляются в последнее время, особенно в провинции. Зачастую даже очень содержательные и яркие выставки современного искусства не оставляют необходимого следа в истории: они не публикуются, не обсуждаются. Постановлением Правительства Вологодской области выделены специальные средства для издания большого иллюстрированного альбома лучших произведений выставки, будет опубликован сборник материалов научно-творческой конференции по актуальным проблемам национальной пейзажной живописи. Запланировано приобретение лучших произведений из экспозиции для коллекции современного искусства картинной галереи. Узнав об этом, многие участники выставки отмечают, что такого бережного отношения к искусству, как в Вологодской области, ныне почти нигде не встретишь.

Равные возможности для показа своих работ в Вологде вовсе не отвергают выявления лучших пейзажных картин и их создателей. Для особо талантливых пейзажистов Союз художников России учредил шесть именных премий, названных в честь знаменитых русских художников А. Саврасова, И. Левитана, Н. Крымова, А. Рылова, В. Бялыницкого-Бируля, А. Грицая. В Вологодской области впервые будут вручаться специальные премии имени выдающихся художников Русского Севера начала XX века А. Борисова и Ф. Вахрушова. Тем самым будут продолжены славные традиции художественной жизни России недавнего прошлого и на деле, поименно сольются в единое творческое целое классика и современность, традиции и поиск новых путей в искусстве, столичная энергетика и провинциальная задушевность.

Выставка будет экспонироваться в Вологде до 15 октября. С 13 по 15 октябрябудет проведена научно-творческая конференция«Современнаяпейзажная живопись России» с участием ведущих художников, историков искусства и художественных критиков.

Владимир Воропанов,
директор Вологодской областной картинной галереи,
член оргкомитета выставки

 
   
   
   

Реклама:




































Теги: ВОКГ

Новости по теме