Издревле одними из самых распространенных украшений на Руси были изделия, выполненные в технике эмали – прочного стеклообразного покрытия, которое наносится на металлическую основу и закрепляется обжигом (при температуре порядка 800-900°С). Для художественной эмали характерно богатство и насыщенность цветовой гаммы, разнообразие выразительных средств, сложная технология изготовления.
Как отметила Н. Золотова, заместитель директора музея по научной части, задача выставки эмалей – представить этот уникальный промысел, создать общественное мнение, которое бы утверждало его ценность и необходимость наряду с вологодскими кружевами, берестой.
Как рассказала директор художественного отдела А. Глебова, известными центрами искусства эмали были Сольвычегодск и Великий Устюг, здесь делали знаменитые усольские эмали. Но постепенно промысел угас. Только в 1980 году было принято решение о восстановлении этого промысла, в Вологде на заводе опытных художественных изделий открылся цех эмалей. Мастера В. Попов, Т. Горичева, В. Глунин сделали много для возрождения промысла – работали в музейных фондах, изучали старинные приемы. Цех заработал, в 1990 году там трудилось пятьдесят мастеров, выпуская как изделия массового потребления, так и высокохудожественные авторские произведения. Но перемены в стране коснулись и завода – в 2003 году он перестал существовать, а его ассортиментная комната была приобретена Вологодским музеем заповедником как единая коллекция.
На выставке представлены изделия В. Попова, В. Глунина, Т. Доможировой, Г. Некрасовой, А. Щенникова, Е. Копейкиной, И. Ганичевой, Н. Ганичева, В. Гостевского, Л. Зиминой, Т. Горичевой, М. Селищева, И. Куриловой. Разнообразные панно, плакетки, тарелки, шкатулки, многочисленные украшения выполнены во всевозможных техниках эмали – выемчатой (заполняются углубления в металле), перегородчатой (заполняются промежутки между металлическими ленточками, напаянными ребром на поверхность металла), по скани, витражной, потечной, расписной эмали. Органично дополняется экспозиция старинными усольскими эмалями XVII – XIX веков.
Открытие выставки собрало немало вологодских мастеров эмальеров, которые, несмотря на закрытие завода в 2003 году, продолжают работать поодиночке или организовавшись в небольшие предприятия, например «Вологодская финифть». Они творят, участвуют в выставках, ищут новые формы и технологии.

Ольга Реброва

Теги: вологодский музей-заповедник

Новости по теме