12+

«Воздухоплавание Владимира Корбакова»


31 мая 2012 года в 18.00 в арт-галерее «Красный мост» состоится открытие проекта «Воздухоплавание», где будут представлены произведения народного художника России, действительного члена РАХ Владимира Корбакова. Экспозиция включает целый спектр работ: от графики 1950-х гг. до одной из последних живописных серий «Сны наяву».

Имя и творчество народного художника России Владимира Корбакова давно приобрели известность в северном регионе. Эта известность сегодня перешагнула как географические границы области, так и условное пространство, называемое «провинцией». Искусство Владимира Корбакова с полным правом заняло достойное место в отечественной культуре России XX-XXI веков.

Для меня Владимир Николаевич Корбаков – не только глубоко одаренный, высокого духа и мастерства художник, уникальный «живописатель» нашей вологодской истории. Владимир Корбаков для меня человек Событие, человек Удивление, человек Творческой Радости. Его каждая новая выставка – событие в городе, каждый проект, идея или затея удивляет его поклонников, живописные эксперименты и поиски приносят радость друзьям и молодым коллегам. В целом его творчество многогранно по своей характеристике, масштабно по замыслам, гуманно по своей направленности.

В картинах В. Корбакова «заглавное место» всегда отдано человеку, обладающему внутренним достоинством и красотой души, который с добротой относится к окружающему миру, к людям. В своем искусстве художник утверждает, что только Любовь к земле, природе, к всякой живой твари оправдывает пребывание человека на этой прекрасной, по замыслу Божьему, земле.

В основе замысла проекта «Воздухоплавание Владимира Корбакова» представлено творчество художника в двух ипостасях: графике и живописи –от ранней графики перекинут временной «мостик» к произведениям живописи последних лет.

Его графические листы объединены общей темой, посвященной вологодской земле. Не случайно его путешествие – «воздухоплавание» в картине «Свободный полет над Вологдой» совершается над его любимой вологодской землей. «Для меня Вологда, – говорит художник, – самый, самый дорогой сердцу моему, город России. Я могу жить, дышать, работать, любить, только в Вологде. Только моя родная северная земля концентрирует, объединяет мою волю, энергию, все душевные силы в мощный небесно-космический поток, который и подводит к божественному состоянию, называемому Вдохновение».

В. Корбаков – прекрасный рисовальщик, его графика – это основа, корни искусства живописи. Один из его давних друзей Д. В. Журавлев написал о нем: «Меня привлекали в художнике Корбакове беззаветная преданность работе, постоянный поиск новых живописных средств выразительности. Но основой было его великолепное умение рисовать: рисунок в «корбаковских» живописных холстах – всегда совершенный образец понимания главного фундамента творчества, на котором строится храм его колористических фантазий».

При рассмотрении его живописных полотен отмечаешь выверенное композиционное построение картины, крепкий рисунок самой формы предмета, колористическое достоинство живописной структуры холста. Эти качества позволили В. Корбакову реализовать один из самых фантастических своих проектов «Сон наяву». В нем он обратился к искусству и личностям великих европейских художников XVII, XVIII веков и далее, прежде всего, к своим излюбленным испанцам: Эль Греко, Диего Веласкесу, Франсиско де Гойя, Пабло Пикассо, Сальвадору Дали. «Завязкой» или предтечей этой художественной истории можно назвать полотно «Испанские художники у меня в гостях» (2001 г.).

Разыгравшееся воображение подвигло мастера на продолжение игры, которая превращается в шутливое действие – живописание его персоны художниками, его великими предшественниками. Он для большей убедительности создает временную иллюзию события между явью и сном (а может быть, он сам перемещается в другие временные измерения? Ведь что то самого главного о времени мы не знаем). Подобные выдумки и шутки всегда веселили и самого художника и забавляли его товарищей. При этом он от веселья переходил к действию.

Художник позднее осознал всю сложность в исполнении своей выдумки: «Прежде всего это игра, но игра эта очень и очень серьезна. Она у меня отбирала все силы. Я тщательно изучал стиль и живописную манеру этих художников в музеях России и Европы, изучал книги, иллюстрации и много пробовал...А потом пришли свобода и легкость выражения».

В. Корбаков постоянно занимается самоанализом в своих многочисленных автопортретах.

Эти портреты вполне дополнят ряд известных автопортретов В. Корбакова.

Невольно вспоминается история из жизни Рембрандта. Его современники так говорили о нем: «Он настолько дерзок, что стремится познать все из себя». Наверное, потомки что-нибудь подобное скажут и о нашем герое, удивительном человеке и неутомимом художнике – Владимире Николаевиче Корбакове.


Галина Дементьева, искусствовед