12+

Состоялось открытие выставки «Эпоха и время в работах Василия Сигорского»

27 июня 2012 года в художественном отделе Вологодского музея-заповедника состоялось открытие выставки «Эпоха и время в работах Василия Сигорского». Экспозиция организована к 110-летию со дня рождения художника.

Василий Николаевич Сигорский родился в Чите, но уже с начала 1910-х годов жил в Вологде. С детских лет дружил с будущим писателем Варламом Шаламовым. И дружбу эту Сигорский пронёс через всю жизнь.

Сигорский занимался в частной студии Е. Н. Волковой. Окончил высший художественный технический институт в Москве, стажировался в мастерской Роберта Фалька. После окончания института работал в полиграфии и сотрудничал со многими издательствами того времени. В 1972 году побывал на Череповецком металлургическом заводе, создав серию графических работ о Северной Магнитке.

«Многие годы я посвятил поискам специфики, свойственной цветной станковой графике, и, кажется, что вся работа художника-графика, его отношение к цвету должны строиться на совершенно иных принципах, чем живопись», – так некогда говорил о своей работе автор.

На открытии выставки ее куратор, сотрудник художественного отдела Регина Анохина рассказала о том, как построена экспозиция. Она включила некоторые циклы работ В. Сигорского: «По земле Вологодской», «По старым русским городам», «Москва», – в которых нашли отражение городские и сельские пейзажи, бытовые сцены, темы развития мануфактуры, труда и отдыха людей.

В произведениях прекрасно прослеживаются особенности эпохи, времени коллективизации и НЭПа. Яркие образы того времени задерживают на себе внимание зрителя.

В фондах Вологодского государственного музея-заповедника находится около двухсот произведений художника, большая часть которых – оригинальная графика. Также имеются авторские литографии и серия этюдов, выполненных в масле. Работы были переданы в музей вдовой Василия Сигорского в 1980 году.

Хранитель живописи музея-заповедника, экскурсовод Юлия Веретнова обратила внимание на различие в восприятии работ художника его современниками и сегодняшним зрителем: «С расстояния 2012 года мы можем рассмотреть гармонию, спокойствие ушедшего времени», – отметила Юлия Вячеславовна и сразу же зачитала выдержку из каталога персональной выставки Сигорского 1980 года: «Здесь, на этих улицах, в этой человеческой спешности чувствуешь свое присутствие».

Руководитель архивного подразделения Вологодской областной картинной галереи Нина Дьяконицина рассказала о сохранившемся архиве, дающем представление о жизни художника в Вологде: «Когда директор картинной галереи Владимир Воропанов после смерти жены Василия Михайловича приехал в дом живописца, он увидел, что квартира разгромлена, и всюду на полу валяются бумаги. Владимир Валентинович бережно собрал все-все листочки, которые позже и составили архив».

Художник Виктор Сысоев выразил восхищение мастерством Сигорского: «Поражает, как он работал с цветом. Цвет помогал ему раскрыть дополнительные возможности графики. Он взял все важное с натуры и пропитал это своими чувствами. Сигорский никогда не работал с фотографиями, только с живой материей. Иногда, работая на произведением, он мастерки, умело изменял положение некоторых объектов, создавая по-настоящему прекрасную композицию».

Андрей Сюткин