«Субмарина», 3 июля

Субмарина – корабль, способный длительное время действовать в подводном положении. В дебютной ленте актёра Ричарда Айоаде, снятой по одноименному роману Джо Данторна в 2010 году, речь идет как раз о том, как надолго можно погрузиться в океан. А его глубина, и это обязательно запомнится при просмотре картины, составляет 9, 5 км. При достижении этих шести миль человек просто-напросто лопнет.

Субмарина – это состояние и одновременно способ мироощущения чудаковатого британского подростка Оливера Тейта. Он чем-то похож на героев Вуди Аллена (и у него на стене висит плакат с портретом этого режиссера), его поведение напоминает известную всем Амели, он рассуждает как Холден Колфилд (книгу «Над пропастью во ржи» он, наряду с книгой Ницше и с трагедией «Король Лир», дарит своей девушке). Оливер также любит печатать на машинке и спасать всех подряд, в том числе и родителей, которые в его советах не нуждаются.

Он боится вынырнуть на поверхность, хотя и пытается идентифицировать себя: «Я еще не знаю, кто я. Как-то пробовал курить трубку, подкидывать монетки, слушать исключительно французских шансонье… Иногда я хожу на пляж смотреть на море…». Оливер убеждает себя, что в 38 лет (столько его родителям) все происходящие с ним печальные события будут казаться незначительными. И только когда он теряет свою первую любовь – Джордану, полную его противоположность, – субмарина, наконец, всплывает на поверхность.

Алекс Тёрнер, фронтмен группы «ArcticMonkeys», записал для фильма замечательные песни – «в период романа» и «для расставания». Джо Данторн подобрал для съемок отличные гористые пейзажи Уэльса и «разбавил» их восьмимиллиметровыми кадрами истории любви двух подростков. Шарлотта Уолтер (художник по костюмам) одела главных героев в соответствии с их стихией: Оливера – в черное и темно-синее, Джордану – в красное. «Субмарина» – кино о естественном познании самого себя, наполненное чисто английским юмором и, может, излишне акцентированной инди-эстетикой.

Фильм будет показан в кинотеатре «Салют» 9 июля в 22.00 в рамках программы «По ту сторону Ла-Манша».

Юлия Шутова

«Алоис Небель и его призраки», 3 июля

«Алоис Небель и его призраки» Томаша Луняка – чешский кандидат на «Оскара», увы, не вошедший в шортлист киноакадемии.

Анимационный фильм начинается списком поездов, графиком движения через приграничную железнодорожную станцию «Белый Поток», расположенную в чешских Судетах.

Расписание читает наизусть заглавный персонаж, печальный станционный смотритель предпенсионного возраста, в совиных очках которого не отражается ничего. Увлечение трейнспоттингом (слежением за проходящими поездами) обычно служит знаком крайней непричастности, одиночества и внутренней опустошенности, а став профессией, оно окончательно выдавливает человека из общества, заменяет сердце на хронометр, а мечты – на ожидание прибытия следующего поезда.

Этот грустный портрет человека, ставшего посторонним в своей стране и в своем времени, режиссер Луняк очерчивает скупо, схематично. «Небель» сделан в технике ротоскопии – снятый на пленку фильм с живыми актерами небрежно обрисован по контуру и оживлен не без участия компьютерного софта (об этом свидетельствует характерная пластика изображения).

Весь сюжет кружится вокруг внешне невозмутимого железнодорожника, который медленно сходит с ума, погружаясь в воспоминания послевоенного детства. Картина всякий раз одна и та же – станция, теплушки, толпа гражданских с повязками «N» на рукавах, плач детей, лай собак, разбросанные по перрону чемоданы, вооруженные люди в кепках и сапогах, испуганная немецкая речь, выстрел, крик «По вагонам!». Все мысли Небеля – в 1945-м, когда победители депортировали из страны судетских немцев, послуживших главным поводом для вторжения Гитлера в Чехословакию.

Одна из самых странных и сюрреалистических сцен фильма – рисованные обитатели пражского вокзала в новогоднюю ночь смотрят по рисованному телевизору игровые «Три орешка для Золушки». Оптимистическое кино прошлого кажется единственным осколком реальности в туманном настоящем, ускользающем от всех органов чувств, в то время как всевозможные туманы и дымки прорисованы в фильме как раз необычайно реалистично. И не только в рисованном мире пражского вокзала образца 1989-го: редко какая рецензия на «Небеля» не цепляется за «Поезда под пристальным наблюдением» Иржи Менцеля – фильм, настолько же посвященный надеждам, насколько «Алоис Небель» – усталости и разочарованию.

Фильм также будет показан 9 июля в 12.00 в кинотеатре «Салют» в рамках программы «Одна война».

По материалам сайта  VOICES

 

«Гольфстрим под айсбергом»,4 июля

«Гольфстрим под айсбергом» режиссера Евгения Пашкевича – участник конкурсной программы ММКФ этого года – снят по мотивам новелл А. Франса. Российско-латвийская драма, создававшаяся на протяжении 12 лет, рассказывает о похождениях бессмертной Лилит, первой жены Адама. Три новеллы – «Бегство» (Ганза, середина XVII в.), «Утрата» (Российская империя, Франция. Конец XIX в.), «Аберрация чувств» (Латвия, Рига, XX в.) – воспринимаются одновременно и как нечто реальное, знакомое, и как мифическое, гротескное и с действительностью никак не связанное. Истории взаимоотношений Мужчины и Женщины, отягощенные в картине обильными эротическими сценами, ассоциациями с кабалистическими, библейскими и прочими преданиями, примитивными символами (например, осы и мухи), на самом деле весьма поверхностны и сводятся к невозможности одних противостоять искушению, а других (таких, как Лилит) – своей природе. Более интересными на этом фоне кажутся вторые линии сюжета: самоубийство девушки из-за трижды сказанной ее племянником фразы «она повесилась»; смерть дворянина, который вообразил себя императором, потому что в день его рождения курица снесла красное яйцо, и сошел с ума; работа кюре, живущего по догматам церкви, но одновременно отвергающего ее классические трактовки мифа об Адаме и Еве…

Фильм о женщине «другого естества» также будет показан в рамках фестиваля «VOICES» 8 июля в 22.00 в кинотеатре «Салют». Со зрителями встретятся актеры Д. Козловский и А. Серебряков.

Юлия Шутова

«Ева: искусственный разум», 4 июля

Алекс, известный инженер в сфере кибернетики, возвращается в Санта-Ирину, чтобы заняться необычным проектом для факультета Робототехники своего университета – созданием робота-ребенка. В течение десяти лет, пока его не было в городе, жизнь его брата Дэвида и девушки Ланы шла своим чередом, у них появилась дочь Ева. Между Алексом и Евой сразу налаживаются хорошие отношения, и так получается, что Ева самым неожиданным образом меняет подход Алекса к его разработкам. Для них начинается путешествие, которое обещает интригующую кульминацию.

Картина «Ева: искусственный разум» будет показана 10 июля в 21.30 в кинотеатре «Салют» в рамках программы «Европейский экспресс».

По материалам сайта  VOICES

«Жить», 4 июля

 

Картина Василия Сигарева «Жить» – это три параллельные истории, объединенные глубоким чувством утраты, потери близкого человека. В судьбе каждого из героев фильма произошел надлом, полностью перевернувший их жизнь. Все они – люди разных возрастов: мальчик, который ждет своего непутевого папу, девушка Оля Гришина (Гришка), мама двух девчонок Галина Капустина. Каждый со своей бедой справляется по-своему, но все они в какой-то момент впадают в страшное отчаяние от душевной боли. Все три истории очень трогательны, а главные персонажи описанных событий вызывают глубокое чувство сострадания у зрителя.

Галина Капустина пытается вернуть себе дочек, забранных социальной службой. Она бросила пить, привела в порядок свой дом и с нетерпением ждет приезда детей, в которых для нее смысл жизни. Но автобус, на котором девочки возвращались домой, попадает в аварию. После гибели детей у этой женщины не остается сил жить.

Счастье второй героини, Гришки, также рушится в один злополучный миг. После венчания она со своим супругом, больным ВИЧ, возвращалась домой, но в пустую квартиру она приехала уже одна. По пути, прямо в электричке, их ограбила компания хулиганов, и избитый молодой человек скончался в больнице.

Несколько выбивается третья история: мужчина лишает себя жизни от безвыходности ситуации. Он проиграл деньги в игровых автоматах, жена ушла к другому и не дает видеться с ребенком. А сын-мальчишка только и смотрит в окно в ожидании папы – пусть для других его отец был никчемным человеком, но для него он самый лучший на свете, несмотря ни на что. Здесь мальчика заставляют выжить взрослые.

Каждая история поделена на три смысловые части: жизнь до трагедии, смерть и душевные переживания героя. Вся суть фильма – в словах одной из героинь о похоронах: когда видела раньше похороны, просто было интересно, кто умер и почему, а теперь (после смерти мужа) понимаешь, что у кого-то в тот момент мир рушится…

Картина «Жить» – это вторая полнометражная кинематографическая работа режиссера Василия Сигарева. Она уже завоевала признание на многих престижных фестивалях. На Международном кинофестивале стран Центральной и Восточной Европы в городе Висбадене фильм выиграл главный приз – «Золотую лилию», на «Кинотавре» получил сразу три приза: за лучшую режиссуру, лучшую операторскую работу и награду от гильдии киноведов и кинокритиков РФ «Белый слон».

На III Международном фестивале молодого европейского кино «VOICES» фильм «Жить» представит сам Василий Сигарев и актриса Яна Троянова 7 июля в 15.15 в большом зале кинотеатра «Салют».

Ирина Сорокина

«Невидимая», 5 июля

История 21-летней начинающей актрисы Жозефины Файн. Для своей профессии героиня очень застенчива, стеснительна и не уверена в себе. К ее большому удивлению, известный театральный режиссер Каспар Фридман предлагает ей играть в его новой постановке главную роль Камиллы – экстраверта, сексуально требовательной, но очень хрупкой личности.

Эмоции девушки на подъеме. Она понимает: для того, чтобы сыграть хорошо, ей необходимо много репетировать. В качестве «репетиций» она начинает соблазнять соседа Иоахима, одновременно все больше удаляясь от своей больной сестры, которая болезненно реагирует на это. Во время проб Файн все больше попадает под влияние Фридмана, он вызывает в ней гневные чувства, никогда ранее не испытанные. Напряженность нарастает, грозя разрушить внутренний мир молодой женщины.

Награды: приз за лучшую женскую роль (Стине Фишер Кристенсен) и приз экуменического жюри на Международном кинофестивале в Карловых Варах.

Картина будет показана 11 июля в рамках программы «Золото Рейна» в 18.00 в кинотеатре «Салют».

По материалам сайта VOICES

«На 9 небе», 5 июля

Сюжет семейной драмы с эротическим уклоном внешне укладывается в схему лирического треугольника: жена заводит любовника, что приводит к распаду семьи. Фабулу можно было бы счесть достойной латиноамериканского кино, если бы не одна важная деталь. Она переворачивает законы сердечного жанра и настраивает на пристальное внимание к предложенной теме, провоцирующей дискуссию вокруг банального житейского адюльтера. Все герои фильма – муж, жена, любовник – люди пожилого возраста.

Когда кинематограф фокусирует объектив на жизни пожилых людей, зрителю, как правило, предлагается тема «уходящего времени»; судьба стариков служит укором молодым, не проявляющим должной заботы о своих родителях. Но герои фильма «На девятом небе» выводятся авторами на «передовую» любовного фронта – они предстают людьми, теряющими голову от влюбленности, валяющими дурака, страдающими от чувств, ломающими чужие жизни.

Фильм будет показан в рамках программы «Миром правит любовь» 9 июля в 20.00 в кинотеатре «Салют».

По материалам сайта VOICES

«Гойя, или тяжкий путь познания», 5 июля

Историко-биографический фильм по одноимённому роману Лиона Фейхтвангера, вышедший в 1971 году. Лента повествует о жизни испанского живописца и графика Франсиско Гойя, жившего на рубеже XVIII – XIX веков, о трансформации его творчества – от заказных портретов королевской династии и знатных вельмож к революционным каприччио «Бедствия войны».

Лента будет представлена 7 июля в 11.30 в кинотеатре «Салют» в рамках программы «Русско-немецкий киномост».

По материалам сайта VOICES

Теги: VOICES

Новости по теме