12+

Состоялся показ фильма немецкого режиссера Ахима фон Борриса «4 дня в мае»

6 июля 2012 года в рамках III Международного фестиваля молодого европейского кино «VOICES» состоялся показ фильма немецкого режиссера Ахима фон Борриса «4 дня в мае» (Россия, Германия, Украина, 2011 г. ).

Эта картина о Второй мировой войне – плод творчества российских и немецких кинематографистов. Как сказал представлявший фильм продюсер и исполнитель главной роли народный артист России Алексей Гуськов, снять кино о сложнейших взаимоотношениях двух государств можно только совместно. Совместно писался сценарий, роли русских сыграли русские актеры, роли немцев – немецкие. И, возможно, как раз это участие обеих сторон подняло проблематику фильма с собственно исторического и национального на общечеловеческий этический уровень.

Действие фильма начинается в Северной Германии за несколько дней до окончания войны и заканчивается 9 мая, в День Победы. Небольшой разведотряд красноармейцев под командованием капитана по прозвищу Горыныч (Алексей Гуськов) занимает позицию в здании детского приюта, в котором живут, помимо нескольких человек персонала, десятка два девочек-подростков и племянник хозяйки, мальчик Петер 13 лет (Павел Вензел). Именно его глазами мы видим большинство событий фильма. Вначале он переживает несомненное скорое поражение Германии в войне как катастрофу и со всей отроческой бескомпромиссностью пытается исполнить долг мужчины и солдата – надевает форму убитого немца и, взяв его оружие, идет защищать приют от русских. Но позднее он поневоле проникается сначала интересом, а потом и уважением к Горынычу. Тот потерял на войне всю семью, дважды попадал в штрафбат из-за конфликтов с командованием, но ненависть не ослепила его: в противниках, немцах, он видит прежде всего людей. Необходимость подчиняться приказу командования (нарочито бессмысленному и циничному – без артиллерии и боеприпасов взять в плен расположившуюся рядом группировку немцев, в 10 раз превосходящую отряд по численности) толкает его на низкий поступок: когда немцы, изначально не собиравшиеся вступать в бой с русскими, подходят к приюту, капитан «прикрывается» детьми. Но, тем не менее, именно Горыныч с его огромным авторитетом среди солдат, в конечном итоге спасает все приютское население. Сначала он ограждает от посягательств мужчин старшую воспитанницу приюта, а потом, когда события выходят из-под контроля, зовет на помощь немцев и вместе с ними вступает в бой с большим отрядом красноармейцев, которым негодяй майор отдает приказ атаковать приют. В финале девочки и женщины, и вместе с ними Петер, выходят из подвала и идут по полю битвы, в которое превратился приютский двор, на берег моря – там их ждет катер, направляющийся в Данию. Что ждет уцелевших солдат из отряда Горыныча и его самого – неизвестно, но судьба их предсказуема: либо гибель в новом бою со своими, либо трибунал…

Фильм неоднозначен, и недаром он вызывает совершенно противоположные отзывы – от полного принятия до категорического осуждения. Но таков был замысел создателей картины – не показать войну с позиций той или иной из воевавших сторон, а дать нравственную оценку войне вообще, тому, что она делает с человеком. Несмотря на то, что на войне «все позволено», находятся люди, способные, как капитан Горыныч и его солдаты, противостоять бессмысленной жестокости, независимо от того, от кого она исходит – от чужих или от своих. Это и есть главный «посыл» фильма. Война – это противоестественная форма жизни, то, чего не должно быть. Войну ведут государства, но она безжалостно перемалывает жизни миллионов простых людей. В историческом масштабе» это просто цифры, в реальности же, применительно к каждой конкретной судьбе, – ужас, страдание и гибель. И герои фильма,– и русские, и немцы, смертельно уставшие от войны, но решившие до последнего защищать горстку немецких детей и женщин, – сделали такой выбор именно потому, что сочли невозможным для себя остаться безучастными свидетелями насилия. Они по-своему положили конец войне, показав, что есть вещи более важные, нежели принадлежность к той или иной воюющей стороне, вещи, одинаково понятные людям разных наций, – неприятие жестокости и милосердие. И, возможно, это запало в душу спасенным девочкам и Петеру, которые вырастут другими, нежели поколение их родителей, погибших на этой войне, и не допустят такого в будущем.


Светлана Гришина