12+

Фестиваль «Плюсовая поэзия» открыт

3 ноября 2012 года в музее «Литература. Искусство. Век XX» открылся VIII Межрегиональный литературный фестиваль «Плюсовая поэзия»

Ключ повернуть в замке, защелку вниз.
Когда мне снился этот коридор –
Свет редких ламп и хоровод теней,
И дверь в конце – я знала, что за ней
Австралия, неведомый простор.

Елена Генерозова «Австралия»

Когда речь заходит о поэзии, вспоминаются популярные образы, классические сравнения, известные аллюзии. И порой возникает мысль, что все уже давно сказано и творчество современных авторов – лишь переосмысление опыта предков. Участники фестиваля «Плюсовая поэзия», который стартовал 3 ноября в музее «Литература. Искусство. Век XX», доказали обратное.

На открытии свои разновеликие произведения прочитали вологодские авторы, а также гости из Кадуя, Череповца, Москвы, Санкт-Петербурга. Председатель Вологодского отделения Союза российских писателей Елена Волкова поприветствовала собравшихся и помогла создать душевную, непринужденную остановку. Остроумные шутки и глубокие размышления, молодые таланты и признанные мастера, словесное творчество и музыкальное сопровождение – таким эклектичным стало начало фестиваля.

Вдруг показалось, что подул свежий весенний ветер, а это были стихи московской поэтессы Елены Генерозовой. Елена рассказала о своей книге «Австралия» и прочитала любимые произведения. Ее лирическая героиня ищет «приметы добрых перемен», не печалится «о том, чего нет на земле», боится зыбких границ и верит, что впереди – Австралия. Мир, в котором есть место чудесам.

Лирический романтизм Елены невозможно уложить в прокрустово ложе жанровых характеристик – он открывает множество дверей и предлагает тысячи загадок. Стираются границы реального и фантастического: «свет редких ламп и хоровод теней» сменяет неведомый простор, земная твердь перетекает в великий океан – как будто художник создает мимолетные рисунки песком. С помощью особой поэтической «техники» Елена Генерозова «пишет картины», которые трансформируются, как во сне, и проецируются на экран нашего воображения. Автор словно гипнотизирует слушателей чередой метаморфоз.

В творчестве поэтессы время текуче и вязко, а прошлое, настоящее и будущее переплетаются, как тугие косы первоклашки. Стихотворение «Отыщи на гугловских картах свое гнездо» изобилует воспоминаниями о детстве, «Австралия» проникнута ожиданием неизвестного, «Письма с моря» пестрят описаниями времен года. «Пой, ласточка – июнь навеселе», «с клюкой и псом – в начало октября», «но что мне столетья за вычетом немоты», «сырое завтра бледнеет», «мне мало лета, мне немало лет», «полны карманы прошлогоднего снега» – таким видит время Елена Генерозова.

Стихотворения до краев наполнены сложными полифоническими образами, которые говорят об одном и том же, но на разных языках. Ветер как символ движения и перемен «сквозит за ворот», «свистит флейтами в соснах», «проносит нити блеклого дождя», поет «в кронах про постаревшее лето», «и по комнате кружевом кружит, необъясним». Но главные изменения происходят не во внешнем мире, а во внутреннем. И в творчестве Елены Генерозовой описания природы – ключ к пониманию душевного состояния лирической героини, которая ныряет глубоко, как древняя рыба, спинным мозгом ощущая жизнь.

О своем мироощущении поведали и другие поэты: Ната Сучкова, Ольга Кузнецова, Игорь Захаров, Анна Смирнова, Ольга Сульчинская, Всеволод Константинов, Любовь Грекова… Писательница Галина Щекина представила посмертный сборник стихов вологодской поэтессы, звезды 70-х годов Натальи Масловой.

Каждое произведение, прозвучавшее на празднике, нашло своего слушателя, потому что поэзия многогранна и правдива. Она апеллирует не к разуму, а сердцу человека, а сердце, как известно, не обманешь…


 


Надежда Волохова