10 ноября 2012 года на 70-м заседании Клуба любителей искусства в Доме Корбакова выступил доктор исторических наук, профессор Вологодского государственного педагогического университета Александр Васильевич Камкин.

Преподаватель рассказал удивительную историю своего профессионального пути. В семье профессора пять поколений врачей, но Александр Васильевич пошел по другому пути. «Если посадить их в одну комнату, то это будет хорошая районная больница, – улыбаясь, рассказывал он. – А я углубился в гуманитарные науки. Брат долгое время с иронией спрашивал, кому нужна моя история. Я кипятился и переживал».

Но однажды Александра осенило, и он нашел нужные слова: «Представим себе человека, который потерял память. Он не помнит своего имени, детей, Родины. С таким человеком можно делать все, что угодно. Писать на нем, как на белом листе бумаги. А если целый народ потеряет память? Тогда он превратится в бездумных рабов-манкуртов. Чтобы этого не произошло, и нужна история…».

Александр Камкин уже в солидном возрасте стал задумываться, почему у него возник интерес к истории, несмотря на то, что его родители были далеки от этой науки: отец управлял паровозом, а мама работала акушеркой в роддоме.

Во-первых, он вырос в «дотелевизионное» время. Телевизор в их доме появился после зачисления Александра Васильевича в институт. 15 августа он принес извещение о поступлении, и вечером дома уже стоял «Рекорд» за 220 рублей под плюшевой занавеской, чтобы не выгорал кинескоп. В Вологде в то время была одна программа, которая включалась на 4 часа. И это была большая радость!

В связи с этим студенты Александра Камкина, как выразился сам историк, задали ему вопрос «целой эпохи»: чем же он занимался в свободное время, когда не было телевизора. «Был другой образ жизни, – отметил педагог. – Мы подолгу слушали воспоминания старших. Сейчас мы живем в параллельных мирах с молодежью. А тогда было живое, настоящее общение с взрослым поколением».

Поэтому вторая причина глубокого интереса Александра к истории кроется в его бабушке. «Ее теплые, натруженные руки, которые никогда не лежали без дела, ее немногословность, бесконечная доброта и удивительная деликатность окружали меня до 18-летнего возраста. Эта простая женщина дала мне редкую возможность прикоснуться к русской народной культуре. К тому, что мы, ученые, сейчас именуем традиционной этнической ментальностью», – с нежностью вспоминал Камкин.

Бабушка показала ему, как можно жить в постоянном труде, и только так осознавать себя личностью. «Она никогда не сидела без дела. Даже если вечером приходили соседки посудачить о жизни, она, не отрываясь от разговора, продолжала что-нибудь шить или вязать для дома, – рассказывал Александр Васильевич. – Отдых виделся у нее в смене труда: после тяжелого перейти к легкому, после однообразного – к творческому».

Поразительно, но когда Камкин стал писать учебники по программе «Истоки», нехитрая бабушкина педагогика, ее слова оказались самыми эффективными. «Я вспоминал ее отношение к миру, людям, ее поучения. Скажу откровенно, что многие строки моих учебников подсказаны бабушкой Екатериной Николаевной, в девичестве Бурмагиной», – добавил он.

Интерес к истории и родной культуре также прививала его первая учительница Любовь Ивановна Малышева, которая получила образование в гимназии. Она знала методики дореволюционной русской школы, а преподавала всю жизнь в советской. «Любовь Ивановна учила нас очень конкретно, – отметил историк. – Мы побывали во всех театрах, в картинной галерее, во всех фабриках и заводах Вологды. Мы знали, как делается ткань, как шьется платье, как пекутся пироги. Она учила нас входить в жизнь, любить свой город».

Этот практический, эмоциональный и духовный опыт стал прочной основой для создания программы по курсу «Истоки», который преподается уже в 60 регионах России.

«На собственных уроках истории я чувствовал себя экскурсоводом в автобусе, который стремительно несется по незнакомому городу, – рассуждал педагог. – Я успевал детям только сказать: посмотрите направо – реформы Ивана Грозного, посмотрите налево – Северная война. Мы не успевали подумать о главном. Вся история сводилась к войнам, революциям, классовой борьбе, социальным конфликтам. А жили-то как? Что любили? Как относились друг к другу? Как отмечали праздники? Настоящая жизнь наших предков оказывалась «за кадром». Поэтому мы и придумали программу "Истоки"».

Преподаватель вспомнил, как на курсах подготовки учителей он познакомился с молодым педагогом из Новой Зеландии, который собирался преподавать «Истоки» детям наших соотечественников, чтобы они не стали Иванами, не помнящими родства.

В центре данной программы – категории культуры: ценности жизненной практики и идеалы нашей отечественной цивилизации. Для лучшего понимания их разложили на несколько сфер: духовная, нравственная, социальная, деятельностная, природно-ландшафтная. Например, духовная сфера включает понятия православия, на которых зиждется русская культура: «Бог», «Троица», «дух», «душа», «святость», «истина», «заповедь», «грех», «любовь».

На занятиях по «Истокам» детей знакомят с определениями красоты, меры, гармонии. Эти понятия закрепляются на протяжении всего курса. «Нужно по капельке создавать у ребят правильное представление о нашей богатой культуре, связанной с вековыми традициями и славной историей», – заключил Камкин.


 

 



 
(function(w, c) { (w[c] = w[c] || []).push(function() { try { w.yaCounter12028453 = new Ya.Metrika({id:12028453, enableAll: true, webvisor:true}); } catch(e) { } }); })(window, "yandex_metrika_callbacks");
hotlog_js="1.0"; hotlog_r=""+Math.random()+"&s=2251399&im=68&r="+ escape(document.referrer)+"&pg="+escape(window.location.href); hotlog_js="1.1"; hotlog_r+="&j="+(navigator.javaEnabled()?"Y":"N"); hotlog_js="1.2"; hotlog_r+="&wh="+screen.width+"x"+screen.height+"&px="+ (((navigator.appName.substring(0,3)=="Mic"))?screen.colorDepth:screen.pixelDepth); hotlog_js="1.3"; hotlog_r+="&js="+hotlog_js; document.write('HotLog<\/a>');














































Теги:
Камкин, ВОКГ
Надежда Волохова

Новости по теме