13 декабря 2012 года в рамках выставки-ярмарки «Российский лес» состоялся выездной тематический семинар «Деревянное зодчество: история и современность» с посещением Архитектурно-этнографического музея Вологодской области «Семенково» и постоянно действующей экспозиции деревянного домостроения «Вологодская слобода».

С жемчужинами деревянного зодчества участников семинара познакомил экскурсовод архитектурно-этнографического музея Владислав Маринов. Дома, находящиеся в музее, перевезены из Тарногского, Тотемского, Нюксенского и Сямженского районов и датированы концом XIX – началом XX веков. Ни для кого не секрет, что деревня угасает, люди покидают свои надежные, разновеликие дома-крепости, а сохранившиеся строения становятся достоянием современной культуры.

Деревня, воссоздаваемая в музее, отличается от привычной сельской местности: дома в ней располагаются не напротив друг друга, а «смотрят» окнами в одну сторону. В музее существуют уже два ряда застройки, но планируется создать и третий. При этом соблюдается определенная логика и иерархия: в первый ряд выстраиваются дома самых обеспеченных крестьян, во второй – среднего достатка, а в третий – самых бедных. Первый ряд – самый почетный и вольготный, потому что находится ближе к церкви, а, значит, к Богу.

В основном, в музей перевозится жилая часть дома и хозяйственный двор. Издавна в крестьянских домах строили летнюю и зимнюю избы. В некоторых домах эти срубы стояли отдельно друг от друга, и из одной избы в другую можно было пройти только через сени – такой тип строения назывался шестистенок. В пятистенке же у зимней и летней избы была общая стена.

Первому дому, который посещали участники семинара, уже около 140 лет. В нем проживали наши предки – северные крестьяне. Зимняя изба у него курная, то есть отапливалась она по-черному. Такие избы в вологодской глубинке просуществовали даже до середины XX-ого столетия, потому что были долговечны и надежны. Стены, потолок и мебель в них постоянно обкуривались дымом, и с дымом же уходила из дома лишняя влага. Верх жилища был покрыт толстым слоем сажи и копоти, что тоже предохраняло дом от гниения.

Печь занимала самый дальний и темный угол дома. По диагонали от печи находился красный угол – самый красивый, освещенный, почетный. Помимо красного и печного углов, в избе был левый передний, выходящий к устью печи (он принадлежал хозяйке и назывался «бабий кут»), и задний угол (мужской).

 

По периметру стен располагалась лавки. К встроенной мебели относились полати, голбец и шкаф. Полати выполняли функцию кровати и создавали второй этаж. Встроенный шкаф предназначался для хранения какой-либо ценной посуды, а другая утварь ставилась на полицы. Была и передвижная мебель: стол, лавка, зыбка, которая крепилась на длинной жерди, благодаря чему люлька легко покачивалась.

Вологодские крестьяне занимались различными ремеслами, в том числе делали посуду из глины, бересты, дерева. В берестяном плетеном сосуде – горлатке – хранили молочные продукты. Деревянную посуду изготавливали из капа – нароста на дереве с деформированными направлениями роста волокон древесины. Например, в хозяйстве часто использовали деревянный скопкарь – сосуд для питья ладьевидной формы без крышки с двумя ручками, стилизованными под голову и хвост утки или лошади. Очень часто изображение этих животных встречалось в крестьянской среде, потому что в представлении о мироздании финно-угров, которыми изначально была заселена наша область, солнце днем ехало по небу на коне, а ночью – на утке.

Большую часть своего времени женщина проводила возле печи – там находился «бабий кут». К печи традиционно пристраивался голбец (с финно-угорских языков переводится как «могильная плита», «надгробный камень»). За дверью голбца находилась лестница в овощной подклет. Таким образом, в строении дома соблюдалась трехчастность: помещение под полом ассоциировалось с миром умерших предков, от пола до потолка – с миром людей, от потолка до конька – с миром ангелов.

Такой увидели зимнюю избу вологодского крестьянина участники семинара. В летней избе (горнице или светелке) гостей удивило большое светлое окно, совершенно не типичное для северной деревни, и отсутствие печки. В горнице оказалась и одежда жителей дома – передник (фартук) и кушак (пояс), который носили как мужчины, так женщины. Подпоясавшись кушаком, человек замыкал себя в круг и верил, что таким образом сохранил себя от нечистой силы. Наши предки замечали, что все в мире циклично и замкнуто, поэтому носили и браслеты, и кольца, и пояски на голове. Даже углы избы были закруглены.

После экскурсии гости познакомились с «местными жителями» деревни, их нравами, традициями, приметами. Говорят, что от мужчины пахнет лесом и собакой, а от женщины – кошкой и печкой. Поэтому, когда молодые заезжают в новый дом, первой пропускают в него кошку. Если она не убежит, то семья будет жить счастливо.

Гости стали свидетелями перехода молодоженов в новый дом, посидели под образами, отведали квасу из скопкаря за новоселье, послушали разговоры хозяев про соседей, поиграли в «Дударь, что болит?» и «Семеюшка, мала». Конечно, много воды утекло с тех времен… Но открытая русская душа осталась неизменной!

Теги: Семенково, семинар
Надежда Волохова

Новости по теме