12+

Выставка «Крестьянское чудо» открылась в Вологде

21 декабря 2012 года впервые в Мемориальной мастерской заслуженного художника России А.В. Пантелеева Вологодской областной картинной галереи открылась выставка произведений народного мастера Евдокии Пановой «Крестьянское чудо».

Выставка приурочена к 105-летию со дня рождения автора. На ней представлено около 30 уникальных произведений ручного ткачества из фондов областной картинной галереи, Вологодского музея-заповедника и Центра истории и культуры Шекснинского района.

Полотна Евдокии Пановой – уникальная энциклопедия народной жизни. Ее динамичные гобелены «Жду свидания», «Посиделки», «Семейный портрет», «Свадебный поезд», «Сенокос» рассказывают о жизни старой патриархальной деревни с веселыми гуляньями и песнями под гармонь.

В конце жизни художник приходит к религиозной теме – на ее картинах «вырастают» величественные православные храмы: Софийский собор, церкви Варлаама Хутынского и Димитрия Прилуцкого в Вологде, Казанская церковь в Шексне и Воскресенский собор в Череповце. Она «рисует» чистые, светлые образы Спаса Вседержителя, Пресвятой Богородицы, Архангела Михаила, Георгия Победоносца.

Заведующая художественным отделом Вологодского государственного музея-заповедника Ангелина Глебова рассказала, что народная мастерица родилась еще до революции, 14 марта 1907 года в деревне Нокшино Шекснинского района Вологодской области. Работы автора непосредственно связаны с ее малой родиной. Евдокия Панова вспоминает на склоне лет, как было много молодежи в деревне: молодые люди приходили после работы, надевали нарядную одежду и отправлялись на игрища и гуляния.

Для одного сюжета она создавала несколько вариантов, и каждый из них был особенным, неповторимым. Показывая деревенский праздник, художник включала в это упоительное веселье не только людей, но и дома: своими оконцами они словно смотрели на пляски и радовались всеобщему ликованию.

«У Пановой было много учеников, но их работы получались застывшими и скованными, – пояснила Ангелина Глебова. – А у Евдокии Васильевны они живые. Например, на сенокосе она изображает здоровых, красивых, пышных женщин. Работа в деревне воспринималась как праздник, поэтому на лицах ее героинь нет усталости: они радуются дружному полезному труду…».

Куратор выставки Марианна Мурашева: «На протяжении всей творческой жизни Евдокия Васильевна неоднократно обращалась к пушкинской теме. Ею было соткано несколько вариантов портретов А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой, выполненных в характерной наивной манере и получивших свое дальнейшее развитие в жанровых композициях ʺДуэльʺ и ʺСвятогорский монастырьʺ».

Художник Николай Мишуста восторженно отозвался о выставке: «Мы все восхищены шедеврами Евдокии Пановой. Она поражает нас своим глубоким пониманием ритма, композиции, цветового решения. Ее картины наполнены поэтическим настроением и гармонией… Это настоящее искусство, с которым нужно знакомить молодых художников. Поразительно, но мастер создавала свои полотна экспромтом, не разрабатывала эскизы и ткала интуитивно. Евдокия Панова – гениальный художник!».

Подготовила Надежда Волохова