22 января 2013 года в филиале областной юношеской библиотеки имени В. Ф. Тендрякова прошла молодежная дискуссия на тему «Династия Романовых в истории России: подвиг или трагедия?», посвященная 400-летию дома Романовых. Ученики школы №18 города Вологды, их преподаватель Татьяна Ярополова, председатель Вологодской городской Думы Игорь Степанов, писатель Роберт Балакшин и кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ВГПУ Дмитрий Черненко приняли участие в разговоре, главной темой которого стала судьба династии Романовых. Обсуждались вопросы, связанные историей рода Романовых, с личностью и семьей последнего российского императора Николая II, с монархией как системой управления.

Игорь Степанов и Роберт Балакшин говорили о последнем правящем Романове как о мудром правителе. Их точка зрения основана на анализе исторических событий и на воспоминаниях современников, близко знавших Николая II. Например, фрейлина императрицы Александры Федоровны баронессы С. К. Буксгевден характеризует его как человека простого в обращении, чуждого всякой аффектации, но имеющего врожденное достоинство, которое никогда не позволяло забывать, кто он. Николай II, по ее свидетельству, имел слегка сентиментальное мировоззрение старинного русского дворянина, мистически относился к своему долгу, но был снисходителен к человеческим слабостям и с глубокой симпатией относился к простым людям.

В ходе дискуссии шла речь и о других представителях династии Романовых: Петре I, Александре I, Александре II. Петр I неоднократно бывал в Вологде. В доме голландского купца Гутмана, в котором останавливался император, впоследствии разместился первый музей Вологды. «Петровский домик» – ныне дом-музей Петра I – вот уже более ста лет является одной из главных достопримечательностей города.

В здании Дворянского собрания, в котором сегодня располагается Вологодская областная филармония, побывали императоры Александр I и Александр II. В память об их визитах в холле большого зала были установлены парадные портреты, копии которых можно увидеть там и сегодня.

Дискуссия позволила школьникам создать свой «портрет» представителей династии Романовых, увидеть непростую судьбу царской семьи, сыгравшей огромную роль в истории России. Обмен мнениями, обсуждение сложных тем, в частности, роли личности в истории помогают молодежи серьезно заинтересоваться историей своей страны.

 

Светлана Воронович

 



 
(function(w, c) { (w[c] = w[c] || []).push(function() { try { w.yaCounter12028453 = new Ya.Metrika({id:12028453, enableAll: true, webvisor:true}); } catch(e) { } }); })(window, "yandex_metrika_callbacks");
hotlog_js="1.0"; hotlog_r=""+Math.random()+"&s=2251399&im=68&r="+ escape(document.referrer)+"&pg="+escape(window.location.href); hotlog_js="1.1"; hotlog_r+="&j="+(navigator.javaEnabled()?"Y":"N"); hotlog_js="1.2"; hotlog_r+="&wh="+screen.width+"x"+screen.height+"&px="+ (((navigator.appName.substring(0,3)=="Mic"))?screen.colorDepth:screen.pixelDepth); hotlog_js="1.3"; hotlog_r+="&js="+hotlog_js; document.write('HotLog<\/a>');