12+

Открылась выставка «Традиции культуры в творчестве Александра Пантелеева"

16 февраля в центральном выставочном зале Вологодской областной картинной галереи открылась выставка «Традиции культуры в творчестве заслуженного художника России Александра Васильевича Пантелеева». Она посвящена 75-летию со дня рождения выдающегося мастера. На выставке представлены живописные и графические работы художника, как малоизвестные, так и хорошо знакомые вологодскому зрителю. Это самая крупная выставка работ художника с 1991 года – весь верхний зал отдан живописным полотнам. Здесь представлены работы, посвященные Древнерусскому искусству и Русскому Северу: «Воскресенье», «Притча о рыбе», «Мороз и солнце», «Черные бани», «Праздничный стол», «Оттепель», «Верба», «Сентябрь», «Бабье лето». Целый ряд работ носит символический, театральный характер, посвящен мировому культурному наследию: «Муза», «К поэту», «Карнавал в Риме», «Памяти Франческо Петрарки», «Зеркала», «Театральный маскарад», «Флоренция». На выставке представлена прекрасная серия работ посвященных Востоку»: «Тайна», «Бухарская посуда», «Переулок Улуг-Бека», «Бухара. Харуз». В нижнем зале представлены графические работы художника, в частности серия «Кармен», эскизы к театральным постановкам «Дон Карлос», «Антоний и Клеопатра», «Бахчисарайский фонтан». Здесь же представлены фотографии архитектурных макетов А. Пантелеева.
Как отметил директор картинной галереи В. Воропанов, открытие выставки такого мастера, возможность еще раз встретится с его творчеством в таком объеме невероятна важна как для зрителей, так и для художников в свете современного художественного процесса, так как это встреча с настоящим, серьезным и драматическим искусством, где мастерски переплетаются традиции мировой культуры и новаторство, идущее от глубокого понимания тенденций современности.
Много прекрасных слов о художнике было сказано его коллегами и друзьями Б. Кураго, Ю. Зориным, Н. Мишустой. В. Корбаков – а именно он в 1976 году пригласил А. Пантелеева переехать в Вологду – призвал не стесняться определений и гордиться, что в нашем городе жил и работал настоящий классик современного искусства, каждая работа которого великолепна, Мастер, нашедший свое уникальное лицо, стиль, подход в искусстве, что отразилось в построении холста и даже в способе его грунтовки. Кроме того, А. Пантелеев сыграл очень важную роль в культурной среде Вологды как пример художника высокой культуры, огромного трудолюбия, принципиальности.
Выставка была подготовлена заведующей отделом современного искусства, исследовательницей творчества художника И. Балашовой, на кануне открытия выставки прошел целый ряд ее публикаций в областной прессе, посвященных жизни и творчеству А. Пантелеева, она же подготовила статью для каталога выставки, где дается прекрасный анализ творчества художника.

Ольга Реброва

В творчестве А.В. Пантелеева сказывалось влияние как отечественного, так и мирового искусства: изобразительной культуры, театра, литературы, музыки, архитектуры. Первой и основополагающей традицией, которая формировала творчество Пантелеева, на протяжении всей его жизни была театральная линия. Уже в детстве он мастерил макеты и писал эскизы театральных декораций. В 1960-х годах он создал эскизы декораций к опере М.П. Мусоргского «Хованщина» и опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Они экспонировались в Москве и имели большой успех. Всего Александр Васильевич работал над 17 спектаклями, семь из них были поставлены на сцене.
В тесной связи с театром в мировоззрении художника находилась литература. Он обращается к поэтическому наследию А.С. Пушкина: в 1964 году пишет эскизы декораций к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила», в 1969 году в его постановке с большим успехом шел балет «Бахчисарайский фонтан», а в 1970 году в Свердловске готовился спектакль «Пиковая дама». В 1977 году Пантелеев создает свое программное большое полотно «К поэту». Картина открыла в его творчестве пушкинскую серию («Муза», 1977 г., «Белая ночь», 1980 г., «Сонет памяти Пушкина», 1981 г.). Александр Васильевич увлекался также поэтической лирикой М.Ю. Лермонтова. В набросках сохранились эскизы декораций к опере А.Г. Рубинштейна «Демон». В 1967 году художник написал полотно «Памяти Гарсия Лорки».
Всю жизнь любя музыку, в частности оперное пение, самой великой Пантелеев считал оперу Ж. Бизе «Кармен». В 1970-х годах он создал серию великолепных станковых рисунков на эту тему.
Как человек классического воспитания и к тому же художник, Пантелеев с юности мечтал увидеть земли Древней Эллады, Рима, Италии. После путешествия в 1979 году по городам Италии живописец приступил к написанию итальянской серии картин, которую продолжал до конца жизни («Воспоминание об Италии», «Сонет», «Памяти Франческо Петрарки», «На Лигурийском море», «Забвение», «Флоренция», «Венецианский натюрморт», «Карнавал в Риме»). В юности, в годы формирования художественного языка, Пантелеев открыл для себя Среднюю Азию, удивительный мир ее архитектуры и орнаментики. Большую бухарскую серию отличает не только лаконизм стилистики, но и драматическое ощущение прошлых эпох («Падение Бухары», 1969 г.). Радость жизни, цветения, неистощимое богатство фантазии проявилось в самой большой по количеству произведений кубинской серии. Ее живописец создал после поездки в 1986 году на этот экзотический остров.
Будучи профессиональным живописцем, Александр Пантелеев не мог пройти мимо традиции станковизма, преподававшейся в советских художественных вузах в 1940 – 1950-х годах. Основное внимание в первые годы творчества он уделял работе над натурным пейзажем, и здесь ему вновь, как в театральных эскизах, помогли уроки импрессионистической живописи К.А. Коровина. Кроме того, в этот период он многому учился у А.М. Грицая, В.Н. Гаврилова, А.Н. и С.Н. Ткачевых. Эта линия в живописи Пантелеева почти не знакома вологодскому зрителю, так как в Вологде она представлена лишь тремя пейзажами 1956 года. Большое количество картин этого времени сосредоточено в Башкирском художественном музее имени М.В. Нестерова в Уфе.
Соприкосновение с древнерусской культурой началось в творчестве А.В. Пантелеева еще в юности. Изучение древней архитектуры ему было необходимо для написания эскизов декораций к опере М.П. Мусоргского «Хованщина», где он изобразил собор Василия Блаженного. Однако в те годы, живя в Уфе, художник мог изучать древнерусскую архитектуру только по альбомам и книгам. В 1976 году, после переезда в Вологду, у него появилась возможность общаться с древнерусской стариной напрямую. Он пишет картины «У стен вологодских соборов» (1976), «Вечер в Вологде» (1976) и другие. Квинтэссенцией вологодских впечатлений и одой древнерусской культуре становится его программное полотно «На колокольнях. Умолкнувшие звуки» (1976). В 1979 году художник покупает дом в деревне Красная Кирилловского района, и с этого времени в его работах складывается «вологодский стиль», появляются картины, удивительно точно, гармонично и ясно выражающие суть северной земли (полиптих «Дни в деревне Красная», 1980 г.).
Традиции древнерусской живописи оказали сильнейшее воздействие на формирование образа и стилистики уникального цикла картин о роботах «Чин непредвидения» (1975 – 1989), в котором художник изобразил роботов в композиционной и колористической системе русской иконописи.
В последний год жизни Александр Васильевич приступил к созданию большой «Русской северной серии». В ней он говорил о трагедии России, ее прошлых и нынешних бедах. Показывая быт и праздник крестьян, он соотносил их с притчами из Библии, словно приглашая зрителей глубоко задуматься о связи всех времен и событий.

Ирина Балашова,
заведующая отделом современного искусства ВОКГ