12+

Открылась выставка Александра Савина «Состояние равновесия»

21 февраля в музейно-творческом центре Вологодской областной картинной галереи «Дом Корбакова» открылась персональная выставка заслуженного художника России Александра Ивановича Савина «Состояние равновесия».


Художник прекрасно известен на Вологодчине и за ее пределами, является одним из ведущих живописцев нашей области, поэтому вологодские зрители не один год с нетерпением ждали этой выставки. Последний крупный вернисаж художника прошел в 1993 году в «Русском Доме», а в картинной галерее так масштабно творчество художника представлено впервые. Художника с открытием выставки поздравили друзья, поклонники его таланта: И. Поздняков, первый заместитель Губернатора области, А. Якуничев, мэр города Вологды, известный меценат Е. Лунин, художественный руководитель театра для детей и молодежи Б. Гранатов, кинорежиссер М. Резцов. Много теплых слов было сказано и коллегами художниками – В. Корбаковым и Н. Мишустой.


Выставка представляет собой ретроспективу работ А. Савина за последние тридцать лет. В основном в экспозицию вошли живописные работы, представлена также графика, с которой художник начинал свой творческий путь.

Работы художника по настоящему завораживают мастерством исполнения, глубиной смыслов и образов. Его исторические картины  - «Бесконечный бег», «Ладья царей», «Без названия», «Александр Невский на Чудском озере», «Российский поход» – повод для глубокого размышления над судьбами России, ее настоящим, прошлым и будущим. О судьбе человека, духовном выборе и поиске рассказывают работы «Тень Агасфера», «Попутчик», «Судьба пророка». Обращается художник и к образам русских поэтов – Батюшкова, Пушкина, Рубцова: «К родным пенатам», «Зимы дыханье», «Поэты». Великие люди, великие события, великие вопросы – творческий и интеллектуальный поиск А. Савина становится настоящим откровением для зрителя. Но не только масштабные темы волнуют художника. Как настоящий мастер, он умеет находить великое и неизъяснимо прекрасное в малом, повседневном. Своими пейзажами – «Осенняя тропинка», «Березы», «Осинник», «Старое русло», «Свежесть осени», «Ночи Карелии», «Оттепель», «Вдоль Онеги», «Небо нашей осени», «Тишина над озером», «Начало осени» – художник мягко и ненавязчиво напоминает нам, в каком красивом мире мы живем, как надо ценить его, как внимательно надо вглядываться в эту хрупкую красоту. У А. Савина много осенних пейзажей. Возможно, обращение именно к этому прекрасному в своем увядании времени года, когда многим людям при взгляде на игру солнечных лучей в золоте опадающей листвы свойственно ощущать конечность, мимолетность своего бытия, тоску по несбывшемуся, тоже неслучайно. Но как-то особенно в холодный февральский вечер открытия выставки привлекали к себе жанровые работы художника. Они в основном посвящены русской провинции, русской деревне, большой цикл работ так и называется – «Провинциальные сюжеты». Здесь опять кажущаяся простота, обыденность становится поводом для разговора о Природе, Боге, Человеке, Родине, Красоте. Не всегда это веселый разговор, есть в нем и грустные и ироничные нотки, но и грусть и ирония эти светлые, добрые, проникнутые любовью и сопереживанием в картинах «Ровесники», «Дорога никуда», «Дедова лодка», «Последние листья», «Субботний день», «На краю земли». Вот раскаленный июльский вечер, лошаденка тащит воз сена, на котором лихо восседает мужичок («Домой»), вот летнее небо нахмурилось грозой, и бабка торопится увести упирающуюся козу с аппетитно-зеленого лужка («От грозы»), вот ребятишки увлеченно удят рыбу у стен древнего монастыря («Протока»), вот юный пастушок со своей коровой уютно расположились на холме, за которым словно кончается все и остается только высокое небо с величественными башнями белых облаков («На земле и небесах»).

На выставке еще много интереснейших работ, о каждой из которых можно говорить отдельно, фантазировать, додумывать, смотреть и удивляться. В картинах А. Савина привлекает не только сюжет, но и особый живописный язык, звонкое, чистое звучание которого не даст спутать картины этого художника ни с чьими другими. Живописная манера А. Савина поражает своей кажущейся простотой, за которой стоит настоящая математическая выверенность каждого холста, где не просто деталь, а каждый мазок, каждая цветовая плоскость находятся на своем месте. Мастерски использует художник цветовую звучность, многослойность масляной живописи, смело оставляя холст кое-где светиться через тонкий подмалевок. В результате сложной игры с цветом, пространством, формой рождается новая реальность, особый мир художника, наполненный воздухом, светом, звуками, красками, душой. Каждая картина говорит за себя и за мастера очень много, наверное, поэтому таким коротким было ответное слово А. Савина на открытии выставки: «Я вас люблю». 

Ольга Реброва