12+

Валерий Брюсов. Огненный ангел. История любви в романе и в жизни

Мистическую историю любовного треугольника поэтов-символистов Андрея Белого, Валерия Брюсова и Нины Петровской в стихах и музыке представили студенты музыкального колледжа 3 апреля 2013 года в музее «Мир забытых вещей».

Студенты подготовили музыкально-поэтическую программу «Валерий Брюсов. Огненный ангел. История любви в романе и в жизни» – драму в восьми главах с прологом и эпилогом. Каждая часть «книги жизни» рассказывала что-то новое о главных героях.

Сюжет «Огненного Ангела» построен на биографических коллизиях: «треугольнику» Рупрехт – Рената – граф Генрих соответствуют личные отношения Брюсова, Нины Петровской и Андрея Белого. В этой истории есть все – небесная любовь и земная страсть, нежность писем, которые сегодня считаются одним из лучших образцов эпистолярного жанра той эпохи, противостояние двух талантливых людей, нашедшее отражение в их творчестве, эстетика символизма и поиск себя каждым из героев.

В конце XIX – начале ХХ века в среде писателей проявляется стремление ясно обозначить свою литературно-общественную позицию, литература переживает период интенсивных творческих поисков. С декларациями, говорящими о литературе, не связанной с общественной жизнью, выступают писатели-символисты, яркими представителями которых были Валерий Брюсов и Андрей Белый. Нина Петровская также пробовала свои силы в литературе, но безуспешно. Оказавшись в литературной среде, она очень скоро завязала роман с Андреем Белым, их отношения длились недолго – увлечение поэта так же быстро угасло, как и вспыхнуло. Затем в жизни Нины появился Валерий Брюсов. Согласно мемуарным свидетельствам Ходасевича, в союз с Брюсовым Петровская вступила, руководствуясь первоначально лишь желанием отомстить Белому за попрание ее чувства, однако «союз тотчас же был закреплен взаимной любовью». А для Брюсова этот получившийся любовный треугольник, стал творческим решением для будущего романа «Огненный ангел». Он списывает свою героиню с Нины, а Петровская подстраивается под Ренату, словно проживает ее в реальности, стараясь соответствовать этому образу – романтическая, противоречивая, экзальтированная и в то же время решительная. Любовь к ней Брюсова перегорит с последней строчкой романа, а Петровская будет длительное время страдать, затем уедет за границу, где примет католичество под именем Рената и в 1928 ее жизнь трагически обрывается.

Эту историю любви студенты проиллюстрировали музыкой и стихами главных героев, чтобы как можно полнее передать все оттенки чувств и мыслей, весь диапазон отношений героев. Прозвучали произведения Ф. Шопена (Анна Щебенева), К. Дебюсси (Любовь Сочнева), М.Глинки (Константин Кириченко, партия фортепиано Юлия Пурышева), Р. Шумана (Ирина Шадрина), К.Сен-Санса (Людмила Корлякова, Анастасия Титова), П.Чайковского (Анастасия Бургомистрова, партия фортепиано Юлия Пурышева). Стихи Валерия Брюсова и Андрея Белого читали Максим Зауторов, Евгений Макаров, Алена Братенькова, Туркан Гасанова, фрагменты романа «Огненный ангел» – Валерия Борисова. Погружение в эпоху поэзии «Серебряного века» произошло и благодаря атмосфере музея «Мир забытых вещей», где все пронизано ощущением давно ушедшего времени. Даже сама музыка старинного пианино придавала концерту особое звучание, сближая сегодняшний день с тем, когда творили Валерий Брюсов, Андрей Белый и Нина Петровская.

Ирина Сорокина