Любовь на кончиках пуантов

Уже второй раз в этом сезоне в Вологодском драматическом театре гастроли балетной труппы. В ноябре прошлого года балет «Ромео и Джульетта» представил Марийский государственный театр оперы и балета им. Э. Сапаева, а 14 апреля 2013 года в Вологде с гастролями выступил театр «Русский балет» из Санкт-Петербурга, который привез в областную столицу балет «Жизель».

Балет «Жизель» имеет очень богатую историю. Он появился в 1841 году благодаря композитору Адольфу Адану, который написал музыку на либретто Теофиля Готье и Жюля Сен-Жоржа. Над хореографией балета работали балетмейстеры Жан Коралли и танцовщик Жюль Жозеф Перро, который сочинял балет специально для своей супруги – Карлотты Гризи, именно она стала первой исполнительницей партии Жизели. Премьера балета состоялась 28 июня 1841 года на сцене парижской Grand Opera. Впоследствии всего за два года она обошла почти все балетные сцены мира. Главная особенность этого романтического балета – поэтическая одухотворенность танца, который стал основным выразительным средством. Считается, что именно в «Жизели» балетный романтизм окончательно утвердился, началась симфонизация музыки и балета. В России впервые «Жизель» была поставлена в 1842-м году на сцене петербургского Большого театра французским балетмейстером Антуаном Титюсом Доши. Но в 1840-е годы балет находился в забвении, и в 1881 году знаменитый балетмейстер Мариус Петипа вдохнул в него новые силы, сохранив при этом стиль его французских авторов. Эта сценическая редакция существует и до настоящего времени.

В разные годы во многих театрах всего мира ставили этот удивительный по своей поэтичности балет, завоевавший признание у любителей этого вида искусства.

В основе балета «Жизель» – поэтическая легенда о девушках-виллисах, умерших до свадьбы из-за обмана своих возлюбленных. Эта легенда принадлежит славянскому эпосу и была описана в книге Генриха Гейне «О Германии». Авторы либретто дополнили эту историю драматическим содержанием. Главный герой в этом балете – любовь, которая для героев становится в тоже время и трагедией. Девушка-крестьянка влюбляется в графа Альберта, который скрывает свое настоящее положение, чтобы завоевать сердце Жизель. Но второй поклонник девушки – Ганс раскрывает ложь графа. Жизель не смогла вынести этого обмана, она сходит с ума и умирает. Из могилы тень девушки вызывает повелительница виллис Мирта и принимает ее в хоровод. Удрученный горем, на кладбище приходит Альберт, и Жизель, видя его боль, прощает. А Гансу, пришедшему на могилу, встречаются виллисы, которые заставляют его танцевать и, закружив, бросают в озеро. Та же участь ждет и Альберта, но Жизель вступается за него, и он остается жив.

Противопоставление мира суровой действительности, где в силу сословного неравенства любовь героев невозможна, и призрачного мира, в котором человеческая любовь бессмертна и побеждает саму смерть – вот в чем сущность балета «Жизель».

Балет «Жизель» в репертуаре театра «Русский балет» с 1996 года. В разное время в партии Жизели на сцене блистали Анастасия Волочкова, Юлия Махалина, Валерия Васильева, Наталья Потехина, Ирина Бадаева, Алена Клочкова, Татьяна Ткаченко; в партии Альберта – Илья Кузнецов, Фарух Рузиматов, Кирилл Мясников, Дмитрий Дмитриев, Олег Харюткин, Фетон Миоцци, Сергей Попов. В Вологде спектакль прошел при полном аншлаге, главные партии исполнили лауреаты международных конкурсов Анна и Александр Войтины. В их пластике и грации отразилась искренность и нежность чувств главных героев. Зал рукоплескал и исполнительнице партии Мирты – Ольге Рудаковой, которая своим танцем покорила вологодскую публику своей манерой исполнения. Особое значение в этом балете играет музыка – она не только намечает характеристики персонажей, но и сама творит драматургию.

Подготовила Ирина Сорокина