Вологодский театр для детей и молодежи готовится к новой премьере. На малой сцене ставится моноспектакль «Вперед и с песней» по одноименной пьесе Александра Найденова. Первыми зрителями общественного просмотра стали артисты и ветераны сцены – 14 апреля 2013 года заслуженная артистка РФ Августа Кленчина представила им свою новую работу. Премьера спектакля состоится в новом 38-м театральном сезоне.

Режиссер постановки – художественный руководитель театра, народный артист России Борис Гранатов – затронул в этом спектакле, пожалуй, одну из самых важных тем – когда человек вступает на тот рубеж, заставляющий его оглянуться на прожитую жизнь. Это и одиночество, и беззащитность, и открытость, и добродушие наших стариков, спасающихся только участием неравнодушных людей. Что же нужно им для счастья? Всего лишь немного внимания, именно его в нашем «холодном» мире им очень не хватает.

Этот спектакль – история одинокой русской женщины – пенсионерки, жизнь которой переплетается с жизнью страны. Судьба не слишком благосклонна к Амалии Павловне, немало выпало на ее долю испытаний. Спектакль построен в виде диалога: Амалия словно общается с журналисткой Машей и рассказывает ей об отце, о себе, о муже, о сыне. В Маше одинокая пенсионерка находит человека, готового выслушать и помочь советом. Их знакомство началось с переиздания книги рассказов отца Амалии Павловны, вышедшей перед его арестом. От всего того тиража остался лишь один уцелевший экземпляр, и его Амалия бережно хранила все эти годы.

Именно журналистке главная героиня открывает свои душевные переживания: о том, как она пыталась стать артисткой, как попала в тюрьму, как работала в культбригаде из тюремных артистов, о злоключениях сына. Наверное, самым трогательным моментом в ее повествовании можно назвать историю знакомства с будущим мужем, когда от одного воспоминания об этом талантливом человеке, покорившем Амалию музыкой своей души, у героини светятся глаза. Особую лиричность придает музыка: на протяжении всего спектакля звучит произведение Витторио Монти «Чардаш» в разных интерпретациях. Именно его играл на кларнете и флейте ее муж. И так, как он, это произведение больше никто не смог исполнить – не смог разбудить в ее сердце любовь.

Ни тюрьма, ни муж, начавший злоупотреблять алкоголем, ни сломанная жизнь сына Леньки, получившего срок «за три рубля», ни одиночество – ничто не сумело ожесточить эту женщину. В ней нет злобы, нет жалости к себе, она живет в этом мире по каким-то своим принципам. Этой скромной женщине с добрым сердцем не нужны ни богатство, ни слава. Ее девиз – «вперед и с песней». Августе Кленчиной удалось передать открытость, порядочность, искренность своей героини.

Старенький табурет, тумбочка с книгами и… темнота – вот, пожалуй, и вся сценография спектакля. В такой обстановке внимание зрителя в первую очередь сосредоточено на актерской игре. Диалог, что ведет актриса с журналисткой, направлен именно в зал, а собеседник на самом деле – зритель, который внутренне задает вопросы, а героиня на них отвечает. Постановка словно разделена на абзацы, заключающие в себе отдельные истории жизни Амалии. Каждая такая история – это новая встреча с журналисткой, которая успевает сделать пару репортажей для газеты и телевидения об одинокой старушке. А между этими историями звучит удивительная по красоте мелодия Витторио Монти…

Ирина Сорокина

Теги: Августа Кленчина

Новости по теме