12+

Концерт Мариинского театра в Вологде

В рамках XII Московского пасхального фестиваля 12 мая 2013 года в Вологде выступил оркестр, хор и солисты Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Двенадцатый Московский пасхальный фестиваль своим красочным крылом коснулся двух крупных городов Вологодчины: областного центра и Череповца. В столь полном составе оркестр, хор и солисты Мариинского театра впервые посетили наш край.

Задача объединения исполнительских сил Северной столицы и российской провинции, поставленная художественным руководителем фестиваля Валерием Гергиевым, на сей раз блестяще воплотилась в совместном выступлении хора Мариинского театра и череповецкого камерного хора «Воскресение». Коллектив, руководимый хормейстером Сергеем Зуевым, гармонично влился в состав гостей, достойно справился со своей задачей, несомненно, добавив и лирической проникновенности, и динамики к общему звучанию голосов…

В разговоре с представителями вологодских средств массовой информации Валерий Гергиев отметил, что рассматривает подобный творческий союз как одну из главных задач фестиваля: «Вчера, например, мы работали с Ярославским филармоническим хором. Фестиваль охватил уже 12 регионов, и главным его успехом я считаю наши совместные выступления особенно с детскими коллективами. Основы будущего должны закладываться сейчас…».

Далее Валерий Абисалович высказал свою мечту о возрождении хоровых традиций России, о постепенном воссоздании детских хоров в школах и домах культуры, а закончил свою мысль словами: «Дети, пожалуй, это самое важное, чему был посвящен наш Двенадцатый пасхальный фестиваль».

Глубокая уверенность высокочтимого гостя Вологды в неизбежность возрождения и нового расцвета главнейшей музыкальной традиции Отечества – массового хорового пения, несомненно, вызывает чувство искреннего уважения…

В ходе концертной программы переполненный зал драматического театра находился «под непрерывным обаянием музыкальной красоты» – так, будто бы только вчера, а не сто лет назад определил общее ощущение слушателей известный русский музыкальный критик Николай Кашкин.

Поэма «Колокола» Сергея Рахманинова в выразительных художественных образах представила нам важнейшие вехи человеческой жизни, сопровождающиеся звуками церковного колокола, то воспроизводящими свадебный звон или набат, то погребальный звон. Произведение было создано в 1912 – 1913 годах, когда чуткие художники уже улавливали нависшую над человечеством угрозу мировой войны. Поэтому в четырех частях поэмы лирические повествования солистов Евгения Акимова (тенор) и Татьяны Павловской (сопрано) сменяются более драматическим соло баса Владимира Ванеева, а слух улавливает то интонации древнерусского причета, то средневековый похоронный мотив «Dies irae», которые словно пронизывают все части…
И в следующем номере программы – Второй симфонии, тоже прозвучал этот излюбленный рахманиновский «роковой» символ – мотив Страшного суда.

Но благоговейная тишина в зале вологодского театра и шквал аплодисментов в конце симфонии – подтверждали, как ярко и неотвратимо в современной реальности сбывается прекрасная судьба, более ста лет назад предначертанная этой светлой романтической музыке!

Элла Кириллова,
фото организаторов и Ирины Сорокиной