12+

Выставка Барбары Клемм «Свет и тень. Фотографии из Германии»

30 мая 2013 года в арт-галерее «Красный мост» открылась выставка Барбары Клемм «Свет и тень. Фотографии из Германии», организованная Гёте-институтом в Санкт-Петербурге и галереей «Красный мост» в рамках Года Германии в России. Экскурсию провел куратор выставки, представитель Института связей с зарубежными странами (ifa) Андреас Рост (Германия).

Начальник Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области Всеволод Чубенко, приветствуя гостей выставки, выразил благодарность сотрудникам галереи «Красный мост» и Андреасу Росту за уникальную возможность увидеть легендарные фотографии Барбары Клемм и подарил почетному гостю из Германии книгу «Фотолетопись России. Вологодский узор».

Большая часть представленных на выставке работ была сделана для газеты «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг», с которой Клемм сотрудничает уже много лет. Фотохудожник отразила на своих снимках историю Германии с начала 1960-х годов до наших дней. В годы холодной войны она была одним из немногих журналистов Западной Германии, которым было позволено работать в ГДР.
Самый большой раздел выставки посвящен падению Берлинской стены и объединению Германии. На фотографиях – ликующие толпы по обе стороны границы, первые переходы по пограничным коридорам, открытие Бранденбургских ворот и растаскивание Стены на мемориальные плиты.

«На одной из работ можно увидеть горку, которая стояла у Берлинской стены на западной стороне. Хотя это было запрещено, люди забирались на нее и смотрели на восточную сторону, – вспоминает Андреас, который жил в то время в восточном Берлине. – Казалось, эта стена будет стоять вечно…».

Что делает произведения Барбары Клемм такими необычными? Бытует мнение, что успешная фотография – дело случая, стечения обстоятельств, фотограф удачно появился в нужное время в нужном месте. Но это не про Барбару Клемм…

К созданию фотографий с политическими деятелями (эти портреты условно составляют второй тематический блок экспозиции) Барбара Клемм тщательно готовилась. Она изучала биографию представителей власти, беседовала с журналистами, которые брали у них интервью, смотрела видеосюжеты. Поэтому известный всему миру снимок «Братский поцелуй Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера» нельзя назвать счастливой случайностью – это четко спланированная работа.

«Ее коллеги, скорее всего, сфотографировали бы приближенный план этого события – как делают многие журналисты, – поделился своими размышлениями куратор выставки. – Но для Барбары Клемм был важен контекст происходящего: на заднем плане все политики смотрят на встречу Брежнева и Хонеккера, а впереди символичная деталь – микрофоны, повернутые в разные стороны, как векторы, показывающие противоположные направления…».

На фотографиях Барбары Клемм можно увидеть почти всех канцлеров Германии. Нет ни одного немецкого политика, который бы отказался быть сфотографированным ею, потому что она представляет события, не выражая личного субъективного мнения. На ее фотографиях нет ни насмешки, ни сарказма, лишь изредка – добрая ирония.

Барбара никогда не стояла в толпе журналистов, а фотографировала с другого места. Каждый раз журналисты начинали теряться в догадках, какой у Барбары план на этот раз. Когда должно было произойти какое-то важное политическое событие, она приходила туда раньше всех, а уходила позже. Она помнила, что все самые интересные события происходят неожиданно.

Третий тематический блок экспозиции – богатая галерея бытовых зарисовок, индустриальных пейзажей и портретов общественных и культурных деятелей со всего мира (Альфреда Хичкока, Клаудии Шиффер, Генриха Белля, Анжелы Дэвис и других).

Она запечатлела кусочек Байрейтского фестиваля, который посвящен операм Рихарда Вагнера. Фестиваль был основан самим композитором в 1876 году, и организацией праздника до сих пор занимаются потомки Вагнера. Мероприятие проходит каждый год в августе и является одним из самых интересных событий культурной жизни Европы.
В 1989 году Барбара Клемм сфотографировала странствующих подмастерьев на Боденском озере. С позднего Средневековья и до XIX века странствие подмастерьев было одним из условий для сдачи экзамена на звание мастера какой-либо гильдии. Этот обычай сохранился до наших дней. Гильдия кровельщиков Германии и сейчас отправляет сотни своих подмастерьев в путешествие по стране. Молодые люди носят черные вельветовые костюмы, черные шляпы и специальные галстуки, по цвету которых можно определить принадлежность к той или иной гильдии. Главная цель странствия – улучшение профессиональных навыков. Вернуться домой подмастерья могут не раньше чем через три года.

Гостями галереи «Красный мост» в день открытия выставки стали вологодские деятели культуры: художники Николай Мишуста, Юрий и Нина Вороновы, заведующая музеем «Мир забытых вещей» Татьяна Касьяненко, заведующая музеем «Литература. Искусство. Век ХХ» Нина Смелкова и другие. Пианистка Елена Кузнецова исполнила композицию «Запечатленное мгновение».

Для справки:
Барбара Клемм родилась 27 декабря 1939 года в Мюнстере (Вестфалия), выросла в Карлсруэ. В 1956-1958 годах училась в портретной мастерской в Карлсруэ. В 1959 году начала работать в редакции газеты «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» изготовителем клише и лаборантом, а параллельно свободным фотожурналистом. С 1970 по 2004 годы была редакционным фотографом литературного отдела и отдела политики во «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг». С 1992 года является членом Академии искусств Берлин-Бранденбург (отдел кино и медийного искусства). С 2000 года – профессор фотографии в Высшей школе прикладных наук в городе Дармштадт. В настоящее время Барбара Клемм живет и работает во Франкфурте-на-Майне. С 1969 года состоялось более 20 персональных выставок фотографа по всему миру.

Подготовила Надежда Форостян