12+

Выставка «Ситцевые мосты» Ларисы Дергачевой

Не квилт и пэчворк, а исконно русское лоскутное шитье было представлено на открытии выставки «Ситцевые мосты» художницы из Санкт-Петербурга Ларисы Дергачевой в художественном отделе Вологодского музея-заповедника 27 июля 2013 года. Лоскутница – так называет себя сама Лариса – воссоздает образцы народного декоративно-прикладного искусства и показывает свои многоцветные работы не только в России, но и за рубежом.

На выставке также представлены куклы петербургской мастерицы Татьяны Поповой, которые изображают крестьян в народных костюмах.

Лоскутное шитье – вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создается полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой.

Лариса Дергачева приехала в наш город со своими монументальными работами не случайно: в вологодской глубинке живут удивительные мастера, которые творят, скорее, по наитию и личным представлениям о красоте, чем по точным математическим расчетам. За такое искусство и ратует Лариса Анатольевна.

Художница нашла свое кредо 23 года назад: «Перед появлением на свет дочери мне захотелось украсить ее жизнь, и тогда я начала творить…». В тот момент частью ее жизни стали швейная машинка и бесконечные пестрые лоскутки, которые складывались в разноцветные картины. Ее стилизованные полотна напоминают о теплых бабушкиных одеялах, старинных деревенских домах с резными окнами и светлыми горницами, теплых летних вечерах, цветочных лугах, малиновых закатах…

Материалом для создания красочных полотен лоскутницы служат различные ткани: сатин, лен, ситец, шелк, бязь, вискоза. В отличие от западных коллег она выступает за «чистоту жанра» и не использует в работе бисер, золотые нити, пластик, бумагу. В разные периоды творчества она работает с разной цветовой гаммой: сегодня ее окружает красный цвет, завтра она увлечена коричневым, послезавтра – зеленым… К каждой выставке мастерица относится ответственно и готовит новые работы: в Вологде она впервые представила полотно «Петербургский дождь».

Исходя из слов художницы, лоскутное шитье появилось в дореволюционной России, когда невесты готовили себе приданое перед замужеством. Количество одеял, полотенец, покрывал по общей ценности должно было равняться десятине земли, которую отдавали мальчику родители еще при рождении. Мамы и бабушки бережно хранили старую одежду, из лоскуточков которой создавали произведения удивительной красоты. Они словно излучали родовую, наследственную, семейную энергетику и служили своеобразными оберегами.

Расцвет этого вида искусства в России пришелся на конец XIX века, когда активно стал производиться ситец, и в моду вошла набивная ткань. Экономные хозяйки из оставшихся лоскутков создавали украшения для дома. Позднее в интерьере и одежде стал популярен фольклорный стиль, и к лоскутному шитью появился особый интерес, который не угасает и поныне.

Мастерицы создают клубы и студии, делятся опытом. При Вологодском музее-заповеднике также есть студия «Вологодские росписи», в рамках которой работает клуб «Вологодские лоскутики».

Надежда Форостян