12+

Фильм Константина Лопушанского «Роль»

Сам себе режиссер: можно ли прожить чужую жизнь и какова плата за это? В рамках фестиваля VOICES представили фильм Константина Лопушанского «Роль».

Фильм «Роль» Константина Лопушанского показали в Вологде в рамках фестиваля VOICES 8 июля 2013 года. Картину представили сопродюсер Леонид Шуб и актер Дмитрий Сутырин: «Это очень серьезное кино одного из лучших российских режиссеров, где каждый кадр – настоящее искусство. Фильм имеет двойные и даже тройные подтексты. В производстве картины принимали участие четыре страны – Россия, Финляндия, Белоруссия и Германия. Нас поддержало Министерство культуры России, выбрав наш фильм из сотни проектов, Европейский фонд Eurimages, и это очень почетно для нас».

Российская премьера картины Константина Лопушанского состоялась в конце июня на Московском международном кинофестивале, где получила много хороших отзывов.

Действие фильма происходит в начале ХХ века – в переломный для России момент, когда судьбы людей менялись за одну долю секунды, когда каждый человек совершал некий поиск себя в том хаосе, порожденном революцией. Талантливый, уже состоявший актер, любимец публики Николай Павлович Евлахов, вынашивает на протяжении нескольких лет план – сыграть чужую жизнь, чужую судьбу, сыграть, как он говорит, «в живую». В Рытве во время военных действий он столкнулся с командиром Плотниковым, который один в один на него похож. Эта встреча произвела впечатление на обоих мужчин, и буквально сразу же Плотников погибает. А Евлахов спустя годы, в Выборге, находит архивы этого человека, читает в его дневниковые записи и решается на довольно отчаянный шаг. Он прекрасно осознает всю трагичность этого образа, понимает, что погибнет в момент смерти героя. Евлаховым управляет страстное желание понять выбранного героя, понять тех, кто находиться по ту сторону баррикад, и в тоже время это некая жертва во имя искусства, ведь Евлахов, жертвуя жизнью, пытается постичь глубинную природу актерства.

Плотников – полная противоположность Евлахову, и тем интереснее и острее для актера вжиться в эту роль. Он переезжает в Россию по поддельным документам, поселяется в коммунальной квартире, идет «знакомиться» с друзьями своего персонажа. Он не просто играет роль, а режиссирует те ситуации, в которые попадает. И ему удается настолько вжиться в образ, что все сомнения тех, кто знал командира, тут же рассеиваются, а сам Евлахов начинает видеть чужие сны.

Работа актера Максима Суханова в этой картине непроста: ему приходиться играть трех персонажей – Евлахова, погибшего Плотникова и его двойника, в которого перевоплощается Евлахов. «Попытки объяснить тайну актерства были всегда, но в начале века в профессию вкладывалась какая-то особая философия, – рассказал в одном из своих интервью Константин Лопушанский. – Именно Серебряный век пытался найти некие тайные смыслы в искусстве, в том числе и в театре. Считалось, что высшая форма актерского мастерства – игра не на сцене, а умение сыграть роль в реальной жизни, с реальными людьми».

Черно-белое исполнение картины, виды Петербурга придают ей своеобразную атмосферность. Замысел этой истории Константин Лопушанский вынашивал на протяжении многих лет, первый вариант сценария написал для него – тогда еще молодого режиссера – в начале 80-х годов Павел Финн, но он был подвергнут многочисленным переделкам Лопушанского, затем режиссер еще не раз возвращался к нему, но по воле различных обстоятельств фильм никак не получал одобрения на съемки. Были варианты сценариев от братьев Стругацких, которые затем вошли в сборник их произведений как повесть «Туча». Лопушанский вернулся к этой идее вновь уже в 2000 году и сделал еще один вариант сценария, который позднее был опубликован в журнале «История кино». В этот вариант вошли диалоги Павла Финна, стилизованные под слог Андрея Платонова, и сюжет, который сегодня воплощен в картине «Роль».

Ирина Сорокина