12+

Концерт «Романтик-квартета»

Четвертый камерный концерт фестиваля «Кружева» познакомил вологодскую публику с искусством «Романтик-квартета» – коллектива, созданного в конце 90-х годов как ансамбль студентов московских музыкальных вузов и сразу же утвердившего себя триумфальным успехом: на международном конкурсе имени Шостаковича в Москве квартет получил первую премию и семь (!) специальных призов.

В составе ансамбля играют Владислав Народицкий (первая скрипка), Михаил Болховитин (вторая скрипка), Андрей Усов (альт), Сергей Асташонок (виолончель), а своим успешным становлением коллектив во многом обязан известному российскому виолончелисту Валентину Берлинскому.

Музыканты выступают во многих городах России и странах Европы, но в Вологде побывали впервые.

Программу открывали пять фуг из самого последнего произведения И.С.Баха «Искусство фуги» и небольшой хорал, переложенные для струнного квартета.

После этого строгость и стройность мысли великого полифониста 18 века сменились высоким драматизмом Квинтета А.Чайковского, чьи образы связаны со сложными коллизиями внутреннего мира современного человека. Квинтет написан по заказу камерного ансамбля города Далласа (США). Он сложен по форме и необычен по характеру музыкальных образов. Как в непростом течении человеческой жизни, в нем, чередуясь, сменяют друг друга драматические, даже трагические моменты, минуты умиротворения и спокойствия, обращение к медитации. Человек стремится к внутренней и внешней гармонии, но его мечта недостижима…

В исполнении этого сочинения участвовал и пианист Андрей Ярошинский – киевлянин по рождению и первоначальному музыкальному воспитанию, аспирант Московской государственной консерватории, концертрант, хорошо известный в Европе.

И наконец популярный «кабардинский» квартет С. Прокофьева, написанный под впечатлением пребывания композитора в эвакуации в Нальчике и получивший известность благодаря необычному колориту национальных кавказских тем…

На бис гости исполнили марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».

Четыре минувших камерных концерта фестиваля наводят на мысль о том, что в этом году произошло некое «несовпадение общей тональности фестиваля с особенностями того места, где он происходит» (о подобных сложностях небольших провинциальных фестивалей однажды говорил Юрий Башмет в своем интервью газете «Культура»).

Несмотря на блестящий подбор исполнителей и хорошо показавшую себя концепцию с использованием четырех постоянных имен композиторов, именно упор на камерно-инструментальный жанр сыграл, в определенном смысле, «злую шутку» с привлечением обычно столь отзывчивой на большие музыкальные праздники вологодской публики. Вологда оказалась не готовой к подобной жанровой «элитарности». В вечер выступления «Романтик – квартета», как и на трех предыдущих концертах, в зрительном зале было непривычно много свободных мест.

Элла Кириллова,
фото Алексея Колосова